При назначении на пост премьер-министра России Михаил Мишустин заявил, что будет уделять особое внимание цифровизации. О том, как этот процесс идёт в Свердловской области, на прошлой неделе на заседании рабочей группы отчитался директор департамента информатизации и связи области Юрий Гущин. В интервью «Облгазете» он рассказал, что мешает провести Интернет в сёла и деревни с населением от 100 человек, когда все госуслуги будут переведены в электронный вид и чем Средний Урал может привлечь внимание федерального центра.
Курс на расширение
– Юрий Валерьевич, в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» нашей области предстоит выполнить целый комплекс задач. Насколько в процентах мы продвинулись за последний год и как выглядим на фоне других регионов?
- Оценивать весь объём работы в этом направлении в процентах некорректно из-за того, что по ряду проектов целевые показатели изменились. При этом существующие задачи по ключевым направлениям мы выполняем в полном объёме. Например, как и планировали, к 2020 году подключили к Интернету треть социально значимых объектов – 420 учреждений. В рейтингах мы, как правило, находимся в середнячках. Во многом это связано с тем, что в нашей большой по численности населения области цифровизацией занимается скромный департамент. Мы стараемся, но нам, например, остро не хватает полноценного отдела, отвечающего за перевод услуг в электронный вид, контроль их своевременного и качественного предоставления.
– На последней пресс-конференции губернатор Евгений Куйвашев обещал рассмотреть возможность повышения статуса вашего департамента до министерства…
- Этот вопрос сейчас решается на уровне правительства. Создаётся комиссия, которая будет оценивать целесообразность передачи под эгиду единого министерства всех вопросов, связанных с IT-сервисами и услугами.
– Насколько может затянуться процесс?
- Думаю, если окончательное решение будет принято – министерство будет создано в этом году. Но нужно понимать, что это вопрос не одного месяца.
– Сегодня на портале госуслуг зарегистрировано 2,8 млн свердловчан. Определённо популярность портала растёт – как и количество услуг, которыми там можно воспользоваться. Значит ли это, что со временем необходимость в существовании МФЦ отпадёт?
- МФЦ – это промежуточная точка к переводу всех услуг в электронный вид. Сейчас без него не обойтись. Есть большие комплекты документов, например, для Росреестра, которые человеку сложно самостоятельно отсканировать и оформить дома. Есть категории граждан, которые по каким-то причинам не хотят получать услуги в электронном виде – им принципиальна возможность общения с людьми. Поэтому МФЦ никуда не денутся.
Другое дело, что в ближайшие годы должен произойти перевод всех государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Для этого нужно сделать две вещи. Во-первых, обеспечить переход на предоставление электронных услуг по принципу «суперсервисов», когда заявителю при подаче заявления на оказание одной услуги будут предоставляться сопутствующие услуги без необходимости подачи дополнительных заявлений. Например, при подаче заявления на государственную регистрацию рождения автоматически будет предоставляться услуга по зачислению в детский сад по месту регистрации, при этом планируется исключить необходимость непосредственного посещения соответствующих органов власти. А во-вторых, унифицировать все процедуры и наборы документов для получения услуг, чтобы заработал принцип экстерриториальности. Это актуально для людей, которые, например, по месту жительства в Екатеринбурге хотят получить услугу Росреестра, связанную с дачей под Каменском-Уральским.
– Сколько времени нужно, чтобы перевести все услуги в электронный вид?
- Если честно, 2024 год – это горизонт.
– Среди любопытных проектов, которые реализованы в прошлом году с участием департамента информатизации и связи, – создание платформы «Активный горожанин». Что это за проект и когда он заработает?
- Этот проект появился из нацпроекта «Жильё и комфортная городская среда». Минстрой РФ рассчитывает, что до 60 процентов решений на территории муниципалитета, связанных с созданием комфортной городской среды, должны приниматься с участием населения. Основная цель платформы – проведение опросов по выбору площадок, например, для благоустройства, и контроль за выполнением этих работ. Вторая задача – создать ресурс, где наши граждане смогут обращать внимание муниципальных органов власти на какие-то проблемы. На сегодняшний день соответствующая платформа и мобильное приложение для граждан разработаны, проводится их настройка для запуска. Параллельно с этим идёт работа с нормативной документацией. Заказчиком здесь является департамент внутренней политики.
– Это собственная разработка региона?
- Платформу мы приобрели у Белгородской компании за сравнительно небольшую сумму. Сейчас это решение используется в самом Белгороде и Новосибирской области. Мы объявляли конкурс: аналогичные решения, реализованные в Москве или Московской области, во внедрении обошлись бы в несколько раз дороже. Приобретённую платформу мы будем дорабатывать.
Сейчас готовится распоряжение, где будут прописаны пилотные учреждения, которые подключат к этой платформе. Однозначно, среди первых её начнут использовать города, которые стали пилотными в реализации проекта «Умный город» – Екатеринбург, Новоуральск, Каменск-Уральский и Полевской, а также те, кто самостоятельно проявил инициативу и обратился в департамент внутренней политики. До конца года эту платформу должны внедрить во всех муниципалитетах, она должна быть интегрирована со всеми подобными муниципальными системами. У нас есть портал «Открытое правительство», где ранее проводились опросы об удовлетворённости населения работой органов власти. После повсеместного запуска «Активного горожанина» опросная часть уйдёт туда, а портал «Открытое правительство» будет закрыт.
Мобильным операторам нужна помощь
– Одной из важнейших тем, которые звучали в прошлом году, стал переход на цифровое телевидение. Всё ли тут удалось?
- На сегодня этим телевидением у нас охвачены 98 процентов населённых пунктов. Много сил было потрачено со стороны волонтёрского движения. Бесплатная горячая линия работала в МФЦ. Многие категории граждан могли обратиться за компенсацией – на это было выделено около 130 млн рублей. Да, возникал вопрос по Махнёво, но когда разобрались в ситуации, выяснилось, что люди попросту вовремя не обратились за социальной помощью. В этом году людям была организована спонсорская помощь. Поэтому считаю, что с задачей мы справились. На федеральном уровне переход Свердловской области был признан успешным, за что хочется поблагодарить всю команду органов власти области.
– Оставшиеся 2 процента не охваченных цифровым телевидением – это отдалённые территории?
– Да. Это территории, которые в основном находятся на севере и востоке области. Там небольшая плотность населения и болотистая местность. Поэтому провести цифровое телевидение туда довольно дорого, и для обеспечения населения таких территорий цифровым телевидением на федеральном уровне было принято решение по предоставлению льгот для такой категории граждан по оплате спутникового телевидения. В соответствии со статьёй 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» населению, проживающему вне зоны приёма цифрового эфирного вещания, предоставляется возможность приёма сигналов общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов с использованием сети спутникового телерадиовещания без абонентской оплаты.
– Согласно региональному плану выполнения нацпроекта «Цифровая экономика», к 2024 году 97 процентов семей в Свердловской области должны получить доступ в Интернет. На какой стадии мы сейчас?
- До настоящего момента мы занимались организацией доступа к беспроводному Интернету для населённых пунктов, где проживает от 250 до 500 человек. К концу 2019 года в рамках проекта «Устранение цифрового неравенства» к Интернету был подключён 191 населённый пункт из 222, ещё 31 точка появится в 2020 году. Сейчас концепция будет меняться – работа будет идти во всех населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек. Предполагается, что в такие населённые пункты обязательно должны зайти мобильные операторы (которые в том числе должны предоставить точку доступа к Интернету). Но для них это объективно весомые экономические затраты, которые могут так и не окупиться. Поэтому сейчас мы надеемся, что сможем создать региональную программу устранения цифрового неравенства, чтобы мы могли выделять компенсации и субсидии операторам на капитальное строительство.
– Почему этим вопросом не занимались раньше?
- Сейчас федеральный закон «О связи» не позволяет оказывать такие меры поддержки. А в населённых пунктах работа по обеспечению доступа в Интернет тормозится как раз по экономическим причинам. Мы ищем возможность оказывать финансовую поддержку операторам через муниципалитеты или в виде грантов министерства инвестиций и развития. Губернатор нас в этом вопросе поддерживает. Сейчас областное правительство пытается пробить эту инициативу, чтобы изменить федеральный закон. Надеемся, что с приходом на пост премьера Михаила Мишустина эти барьеры удастся снять.
Посыл стейкхолдерам
– На недавнем заседании рабочей группы, в которую также входят представители IT-компаний, замгубернатора Олег Чемезов отметил: «Компетенции правительства области несколько отстают от ведущих компаний, поэтому органы власти готовы рассматривать предложения по цифровизации». Разве раньше такие предложения не рассматривались?
- Олег Леонидович пытался донести другую мысль. В госорганах сегодня сложно держать хороших айтишников. Во-первых, это высокооплачиваемые специалисты, а во-вторых такая работа – хороший социальный лифт. Специалисты быстро учатся и меняют работу на более престижную, даже уезжают за границу. В ситуации, когда мы испытываем сложности с кадрами, правильнее работать по сервисной модели. То есть не приобретать информационные системы, не покупать центры обработки данных и вычислительные ресурсы, а пользоваться услугой. Там, где не стоит вопрос сохранения гостайны. В этом и заключался посыл к нашим стейкхолдерам (заинтересованным сторонам. – Прим. ред.).
На самом деле это смена парадигмы множества компаний. Всё чаще они хотят продать свой продукт. Но бывает такое, что орган власти покупает какую-то информационную систему или программное обеспечение. А через несколько лет ПО морально устаревает или вовсе приходит понимание, что это было ошибочное решение. И отказаться от него очень непросто. Компетентные органы начинают интересоваться, зачем ты тогда её приобретал и почему меняешь.
– У правительства уже есть опыт работы по сервисной модели?
- Есть. Например — использование инфраструктуры электронного правительства. Ежегодно департаментом заключается соответствующий государственный контракт, в состав которого входят услуги и сервисы, необходимые региональным органам власти для предоставления услуг в электронном виде.
– Очевидно, что после назначения Михаила Мишустина на пост премьера тренд на информатизацию и цифровизацию будет только усиливаться. Есть ли у нас сегодня какие-то разработки, которые могут привлечь внимание федерального центра?
- Как минимум, здесь стоит говорить о наследии Универсиады, которая пройдёт в Екатеринбурге в 2023 году. Её инфраструктурное наследие, которое появится в городе, – немаловажный факт. Концепция её создания уже разработана АНО «Универсиада-2023». Сейчас мы проводим аудит существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры, после чего на основе существующей концепции будет создан проект.
Второй серьёзный момент – это наша давняя мечта, Международный IT-форум, который мы планируем проводить в Екатеринбурге. У нас неплохое место для проведения такого мероприятия. В прошлом году был построен большой Конгресс-центр, где уже сейчас проводятся федеральные выставки и форумы. Наш город находится на границе Европы и Азии. А учитывая, что айтишники космополитичны, они вполне смогут к нам приехать. Главное сейчас – привлечь внимание к этому бренду. Губернатор уже рассказывал о наших планах новому министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максуту Шадаеву. Министр готов нас поддержать. Сейчас мы обсуждаем концепцию форума с уральскими IT-компаниями. Возможно, получится провести это мероприятие уже в текущем году, но мы точно будем делать его в 2021 году.
– Даст ли этот форум нашему региону что-то кроме узнаваемости в IT-кругах?
- Как вы помните, ИННОПРОМ тоже не сразу раскачался. Но сейчас сюда едет огромное количество компаний. Это место, где заключаются соглашения и контракты, находятся деловые партнёры. Для Свердловской области это в том числе – привлечение инвестиций и увеличение инвестиционного рейтинга. А так как цифровизация сегодня во всех отраслях – мы ни в коем случае не переходим дорогу промышленникам. Сейчас поступили предложения о возможности проведения такого форума, в преддверии ИННОПРОМа или сразу после него, мы прорабатываем вопрос целесообразности проведения именно в таком формате.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
- Опубликовано в №041 от 06.03.2020 под заголовком «Чем привлечь внимание Мишустина?»