На медиафоруме «Вся Россия», который в эти дни проходит в Сочи, режиссёр Карен Шахназаров как главный продюсер представил картину «Решение о ликвидации». Перед показом он провёл творческую встречу с российскими журналистами и ответил на их вопросы. Приводим самые интересные высказывания о современной России, политике и бокс-офисах, оппозиционерах и, конечно, о кино.
В советском кино была идея. И вообще в СССР была идея. Может быть, она как-то не так осуществлялась, плохая она или хорошая, но она была. Конечно, идея в советском кино проявлялась и с негативной стороны, была масса очень плохих картин. Оставили след, пожалуй, 150–200 действительно хороших фильмов. Мы, наследники, до сих пор не можем выработать свою идею, найти свой путь в кино.
У нас есть достойные картины, но очень мало. Мы делаем меньше ста фильмов в год, а, к примеру, маленькая Франция делает 400 картин в год. При нынешней ситуации в стране иначе нельзя. Нам не хватает рынка, инвестиций. Кино должно быть организовано так, чтобы кинематографисты, имея поддержку государства, были заинтересованы сами искать инвестиции, продвигать кино, искать новые смыслы.
Государство сегодня даёт деньги на фильмы и ничего не требует. В советское время государство тоже давало деньги, но и требовало соответствовать общим темам – от нас требовали гуманизм, внимание к маленькому человеку, психологизм, чтобы это понимал простой народ…
В нынешней системе главной идеей стали бокс-офисы (кассовые сборы – прим. ред.), но никто в действительности не знает, как это работает.
Как удалось сохранить «Мосфильм»? (Карен Шахназаров – генеральный директор «Мосфильма» – прим. ред.). В 90-е годы там в помещениях мастерских перебивали номера угнанных машин и разливали водку… Сложная история. Когда-нибудь я сниму об этом самый увлекательный фильм, я бы снял комедию. Или можно написать книжку, но пока не могу про всё это говорить на публику. Слишком многие люди из этой истории остаются в поле зрения общественности.
Герой времени – какое-то абстрактное для меня понятие. Меня часто спрашивают, хочу ли я снять фильм про такого человека. Но я не представляю себе его, кто он и какой. Думаю, это не обязательно героическая фигура. Не знаю… Никогда не ставил себе задачу сделать кино о такой личности.
Повышение пенсионного возраста - не думаю, что именно сегодня это правильное решение. Хотя я пенсию уже оформил и вроде бы эта тема уже не затрагивает меня лично. Но я руководитель предприятий. И вот этот закон об уголовной ответственности за увольнение людей предпенсионного возраста. Слушайте, но люди же разные, и есть такие предпенсионеры, что не дай Бог!.. В отношении женщин тоже новые правила не очень верны. Они хотят на пенсии заботиться о внуках. Думаю, это всё помешает демографии.
Я не экономист и не знаю всей ситуации в стране, но следовало бы затормозить эту реформу ещё года на два-три.
Стране реально нужна оппозиция. Я сторонник нынешнего курса и никогда этого не скрывал. Но для власти всегда нужна оппозиция, которая держит в тонусе. В чём оппозиционность ЛДПР? Насколько я знаю, они всегда голосуют, как надо.
Я говорю о национально ориентированной оппозиции. Не формируется она. Никто не находит правильных мотивов, за которыми пойдёт народ.
Я помню, когда появился Ельцин. Никогда его не поддерживал, но посмотрите – мощнейшая советская система ничего не смогла с ним сделать. За ним пошли люди.
Сегодня нет такой фигуры.
Мужчины любят поговорить о политике. Я действительно много участвую в таких программах, но понимаю, что мы можем говорить массу умных вещей – всё получается не так, как мы предполагали. Великий драматург над нами придумывает непредсказуемые ходы и сюжеты. Никто не может предсказать будущее. Да это и бессмысленно, в этом прелесть нашего существования.
Пока не готов писать автобиографию. Сейчас работает целая индустрия, за тебя всё напишут, только надиктовывай. Четыре часа разговора, раз – и книжка. Много известных людей поступают так. А мне совестно. Надо писать самому. Я очень серьёзно отношусь к литературе.
Когда появляется вдохновение, ты даже не понимаешь, почему ты что-то делаешь. Я заметил, как в определённый момент фильм, который ты снимаешь, самовоспроизводится. Он получается совсем не таким, как задумывался. Тебе не надо этому мешать. Для меня это и есть вдохновение.
Если после съёмок это чувство задерживается, я начинаю переживать. Но через пару недель ощущаешь, что вот оно – кино пошло. И ты спокойно пьешь вино с красивыми девушками.
Мои самые успешные фильмы - «Курьер», «Белый тигр», «Зимний вечер в Гаграх». Кстати, «Белый тигр» самая просматриваемая в интернете картина. Но ты не всегда оцениваешь кино по числу просмотров. Для меня самая важная картина «День полнолуния». Такие фильмы не массовые, но очень важны для режиссёра. Там мой взгляд на жизнь.
Названия фильмов – как имена детей (кстати, дети необходимы, без них вы пропадёте). Имена для детей приходят к нам откуда-то свыше. Ты даёшь ребёнку «название» буквально из воздуха, но почему-то потом замечаешь, что это имя абсолютно соответствует его сущности, его характеру.
Я никогда не мыслил себя вне России. Но я не знаю, что такое Россия. Она живёт по своим законам, которые неподвластны ни руководителям государства, ни художникам, ни обывателям. В этом нет шовинизма, это действительно уникальная цивилизация. Я был во многих странах, они – понятны. Эта страна не понятна. И не надо пытаться понять. Надо определить своё отношение. Её надо либо любить, либо нет. Середины здесь нет.
Я восхищаюсь этой страной.