В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) вчера открылась выставка Алексея Серебрякова, работающего в технике амбротипии – фотографического искусства позапрошлого века, когда изображение делается на стеклянной пластине с помощью солей серебра.
Амброти́пия (мокро-коллоидный процесс) — ранняя фотографическая техника, описанная в 1851 году изобретателем коллодионного процесса Фредериком Арчером, как один из его вариантов. Другие названия — амфитипия и витротипия. В конце 1850-х годов эта технология полностью заменила дагерротипию, благодаря более высокой светочувствительности и качеству изображения. Патент на технологию получен 11 июля 1854 года фотографом Джеймсом Каттингом, который был настолько очарован изобретением, что взял себе второе имя «Амброуз», что по-гречески означает «бессмертный». Амбротипическое изображение считается вечным.
Во всем мире всего несколько десятков художников, рискнувших работать в этой области в эпоху цифровой фотографии. На Урале только один – Алексей Серебряков.
Алексей, объясняя, почему он выбрал столь трудоёмкую технику, сказал, что, поскольку амбротипией активно пользовались на протяжении всего двух десятилетий (от начала 1850-х до начала 1870-х), после чего она была практически забыта, её потенциал не был полностью раскрыт.
- Я пытаюсь исследовать, о чём может рассказать амбротип. В плёночной фотографии испробовано практически всё, а в амбротипии есть ещё белые пятна, – говорит художник.
На открытии выставки Алексей сказал, что фотографией занимается с детства, примерно с десяти лет, и всё время стремится экспериментировать. Он делает фотографии, используя плёночные и цифровые аппараты. Работает в разных жанрах: портреты, пейзажи, натюрморты, постановочные фото.
Поскольку Алексей также с детства занимается тяжёлой атлетикой и силовым экстримом, в которых на протяжении более десятка лет ставил международные рекорды, он понимает, каково ощущать себя хрупким и живым, поднимающим сотни килограммов железа, чувствовать кость и мышцу под тяжелейшей нагрузкой, от которой кости могут ломаться, а мышцы рваться. Основной мотив творчества фотографа — отражение хрупкости мира и человека в амбротипическом изображении, которое считается вечным. В работах художника экспрессия амбротипии как способа фиксации изображения соединяется с лирически выстроенным подтекстом расположения моделей и предметов, используемых для фотографирования.
Обращение к амбротипии – возврат в то время, когда главным для вещи считался срок службы. Амбротипия – это вызов меняющейся моде эпохи потребления.
- Благодаря амбротипии мы можем увидеть как выглядели Авраам Линкольн, Сара Бернар или Александр Дюма, – поделился с «Областной газетой» Алексей. – Мало кто знает, что известный писатель и математик Льюис Кэролл- один из самых первых амбротипистов. В 1853 году он приобрёл камеру, растворы, начал экспериментировать, и среди его работ даже можно найти изображение прототипа Алисы.
Досье
Алексей Серебряков родился в Челябинске в 1978 году. Мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу, чемпион России и мира. В середине нулевых — звезда телевизионных проектов, посвящённых теме силового экстрима на федеральных каналах. В 2006 году попал в Книгу рекордов Гиннесса, сдвинув с места самолёт Ту-134 А весом около 50 тонн. В 2011 году вместе с Вячеславом Максютой поставил рекорд Гиннесса по тяге поезда весом 465 тонн. Фотограф, режиссёр, автор двух короткометражных фильмов («Лица Кубы» и «Туонельский лебедь»). Живёт в Челябинске. Амбротипией занимается с 2015 года.