Вопрос только в цене? Фестиваль «Стенограффия» остался без поддержки города

На «Стенограффию» традиционно приезжали иностранные художники. В прошлом году на ул. Краснолесья, 139 работу создавал испанец Ampparito Фото: Дмитрий Чабанов/Пресс-служба «Стенограффии»

На «Стенограффию» традиционно приезжали иностранные художники. В прошлом году на ул. Краснолесья, 139 работу создавал испанец Ampparito Фото: Дмитрий Чабанов/Пресс-служба «Стенограффии»

Традиционный для Екатеринбурга фестиваль уличного искусства «Стенограффия» в этом году столкнулся с проблемами. Его организаторы проиграли конкурс горадминистрации на проведение мероприятия и лишились финансовой поддержи со стороны городских властей. А, снизив и без того небольшую сумму на организацию, победителем стала московская компания «Коннект». Команда «Стенограффии» теперь вынуждена искать другие пути поддержки, а новый фестиваль должен стартовать 3 июля, но каким он будет – большой вопрос.

О важности критериев

Итоги конкурса на «оказание услуг по организации и проведению фестиваля уличного искусства «Стенограффия» в 2020 году» были опубликованы на сайте госзакупок неделю назад. На небольшую (по меркам организации городского мероприятия) сумму – 1,5 млн рублей – претендовали екатеринбургское агентство «Стритарт» и московская компания «Коннект». В итоге вторая снизила сумму до 1,275 млн.

– Расхождение большое и очевидное, – скажет потом замдиректора муниципального казённого учреждения «Столица Урала» Евгений Кисеев. – Далее важный аргумент – опыт участников заявки в выполнении муниципальных контрактов. ИП Фатеев (Евгений Фатеев - куратор фестиваля «Стенограффия» и его главный идеолог. – Прим. «ОГ») – 6 контрактов, ООО «Коннект» – 71 контракт. […] «Столица Урала» вообще не участвовала в отборе критериев, показателей, мы просто увидели протокол, когда уже определился победитель. А победителя определяла комиссия департамента экономики администрации Екатеринбурга.

Тут надо пояснить, что «Столица Урала» – это заказчик, указанный в конкурсной документации. Для тех, кто не знает об этой организации, на сайте мэрии дана подробная пометка: «Столица Урала» занимается разработкой и реализацией имиджевой стратегии Екатеринбурга в интересах его жителей в целях формирования объективного образа города, повышения его инвестиционной и коммерческой привлекательности и сохранения его историко-культурного наследия».

– Это здорово, что есть конкуренция. Конкуренция – это всегда развитие, – оптимистично добавил Кисеев.

…Десять лет «Стенограффия» формировала в городе принципиально иное отношение к уличному искусству. Столько сил и времени ушло на то, чтобы показать и доказать: граффити – это не всегда хулиганство, это вполне может быть искусством, украшать город, быть его достопримечательностью.

Местная команда фестиваля давно сформирована, сработана. Весь год с прошлой «Стенограффии» они готовились к новому старту, чтобы за две недели их детище вдруг, по «формальным признакам» перешло в чужие руки. Получается, что по такому же признаку может произойти и с другими фестивалями? Что, вместо Николая Коляды, кто-то вдруг за меньшие деньги (и с большим опытом в выполнении муниципальных контрактов) сможет организовать «Коляду-Plays»?

Да и само название «Стенограффия» использовать будет нельзя – оно принадлежит агентству «Стрит-арт». В СМИ указывалось новое название – «Граффити на стенах».

Пришлось ставить на паузу

Организаторы «Стенограффии» отмечают, что такой исход стал для них полной неожиданностью.

– Проиграли по критерию опытности – это последнее, о чём я мог подумать, – сказал сооснователь «Стенограффии», художник Андрей Колоколов. – Мы увидели, что по критерию опытности нас обошли ребята, которых мы не видели никогда и не знали. Когда мы заходили на этот конкурс, то думали, что продемонстрируем городу какую-то значимость фестиваля. Он за десять лет стал визитной карточкой Екатеринбурга. Но… Рано или поздно такая проблема (из-за существующей системы финансирования) должна была произойти.

Ситуация осложняется ещё и тем, что ранее организаторы лишились коммерческого партнёра, и хоть финансовая поддержка горадминистрации это не весь бюджет, но весомая часть, без которой провести фестиваль сейчас невозможно.

– Прошла неделя, и мы сейчас прорабатываем возможные варианты сотрудничества с разными партнёрами, – рассказали «Облгазете» в пресс-службе фестиваля. – Пока всё направлено на то, чтобы спасти фестиваль. «Стенограффия» на паузе. Мы проделали огромную работу. Это не только год подготовки, но и весь десятилетний опыт существования в Екатеринбурге. Мы хотим, чтобы фестиваль жил.

Администрация же, в свою очередь, отмечает, что фестиваль будет. Новый организатор «Коннект», кажется, определился и с исполнителями заказа.

От «Вахты» – к граффити

Московская фирма «Коннект» действительно ежегодно выигрывает несколько контрактов на организацию мероприятий в разных городах страны. Исполнительный директор «Коннекта» Илья Абрамов на брифинге отметил, что контракты фирмы были из ивент-индустрии.

Правда, если обратиться к поиску, в последнее время – это мероприятия, посвящённые 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. К примеру, в марте они выиграли конкурс на проведение «Вахты памяти» в Московской области.

– Организация мероприятий сама по себе типична, – сказал Абрамов. – Она корректируется только привлечением узких профессионалов. Мы наняли команду опытных ребят, которые знакомы с культурой. Они знают этот город, живут здесь. Соответственно мы просто помогаем им нашим опытом организации.

Скорее всего, субподрядчиком выступит местная компания «GRAFFITI24». «Это команда профессиональных художников, иллюстраторов и дизайнеров с опытом в реализации сложнейших арт-проектов в стране. Опыт нашей работы более 15 лет. Мы знаем, как сделать качественно, красиво, оставаясь в рамках вашего бюджета», – говорится у них на сайте.

Среди их работ – росписи фитнес-залов, ресторанов, барбершопов в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Оренбурге. А среди последних выполненных заказов – граффити с изображением волонтёров на Эльмаше и семьи в Академическом. Это посвящение добровольцам движения «Мы вместе», которые во время пандемии помогают жителям региона.

Илья Абрамов также сказал, что будет работать специальная комиссия, которая к концу июня отберёт работы и площадки.

– Запланированы один-два объекта, посвящённые 75-летию Победы. Остальные арт-объекты не ограничивают в творчестве художников. Количество работ будет зависеть от комиссии, – добавил Абрамов.

«Этот проект нужен городу, людям, которые тут живут»

Представить город без «Стенограффии» уже нельзя. Да и нужно ли? За последние годы серые пустующие фасады, бетонные плиты, заборы были украшены замечательными работами. Мы связались с руководителем фестиваля Константином РАХМАНОВЫМ.

– Команда «Стенограффии» никуда не делась, – рассказал нам Константин. – Мы также будем делать какие-то проекты, как это было всегда. Но сейчас вот такое произошло – у нас отпала часть финансирования. Мы ищем партнёров, чтобы найти дополнительные средства и в итоге привезти художников в Екатеринбург. Максимум неделя – и мы уже будем понимать, в каком формате сможем провести фестиваль, кто приедет.

– Заявка на госзакупках для вас превратилась, по сути, в лотерею.

– Мне сложно это прокомментировать. После случившейся ситуации из администрации города на нас даже никто не вышел. Можно было поговорить, пойти навстречу, что-то предложить. Сказать: ну не получилось, может, совместно будем искать партнёров, как-то пробовать реализовать «Стенограффию», потому что она важна для города. Такого не случилось. Ладно. У нас желание не пропало делать хорошие проекты в Екатеринбурге.

– Крайне неприятная ситуация – за две недели до старта лишиться финансовой поддержки. Реально за такое время найти частного спонсора?

– Когда мы узнали – был, конечно, шок… За это время тяжело найти кого-то. Мы взяли паузу, чтобы попытаться найти допресурсы. Но это наш проект, мы его делаем десять лет и будем дальше искать финансирование.

– Заявленные 1,5 миллиона – это не весь бюджет?

– Нет. Вкладываются ещё партнёры, спонсоры, наша команда. Партнёры нам предоставляют либо скидку, либо целиком бесплатно, например, проживание для художников. Есть партнёры, которые кормят. Уже пять лет мы сотрудничаем с брендом «ARTON» – это аэрозольная краска с «Полихим-Воронеж». Они нас поддерживают, готовы работать 50 на 50. Но 50 процентов нужно купить, и на это нужны средства.

– И каждый год вам приходилось вот так заявляться? Другого пути не было?

– Это единственный вариант, который нам предлагался все эти годы. Есть такие процедуры, так выделяются бюджетные деньги. Каждый год мы должны были проходить эти сложные процессы, доказывать свою значимость.

– Доказывать значимость? А люди, которые сотрудничали с вами, не понимали её?

– Этот вопрос нужно задавать администрации. Я не могу ничего сказать, но мне самому интересен ответ. Я понимаю значимость нашего проекта. Когда проходили большие мероприятия как, например, чемпионат мира по футболу, подготовка к ЭКСПО – всё время к нам обращались. Когда приезжали иностранные СМИ, в первую очередь снимали – «Коляда-театр», музеи, «Уральскую ночь музыки» и обязательно работы «Стенограффии». Этот проект нужен городу, людям, которые живут в Екатеринбурге, которые приезжают.

– Есть ли идея полностью перейти на частные средства, чтобы не оказаться в такой ситуации в будущем?

– Мы внутри команды решили, что нам нужен партнёр не на этот год, а на постоянной основе. Нам нужно найти бизнес, готовый вкладываться в фестиваль, понимающий наши ценности, чтобы мы именно работали в партнёрстве. Это был бы идеальный вариант, но это большая работа.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №115 от 27.06.2020 
Областная газета Свердловской области