- Опубликовано в №197 от 24.10.2015
- Геннадий Короленко, заведующий Музеем истории плодового садоводства Среднего Урала:
— В 1941 году мой отец, прокатчик московского военного завода, попал в эвакуацию на Урал, в Верхнюю Салду. Дали жилье, участок под огород — разрабатывай, кормись! Взяв участок, он половину решил отдать под сад. А до этого в Москве у нас была большая библиотека. В эвакуацию отец, естественно, забрал всего несколько наиболее ценных книг, в том числе и четырёхтомник Мичурина. Книги стояли на полке, а поскольку я, пацан, вовсю помогал отцу по саду-огороду, то в какой-то момент раскрыл и Мичурина. Поучиться уму-разуму. Привлекли сперва, конечно, красочные вклейки-иллюстрации — груши, яблоки… Антоновка полуфунтовая, Ренет бергамотный, Славянка, Китайка золотая… Я глядел на картинки и представлял: а что же у нас будет?
Нет, я не пошёл учиться на агронома. Победила другая страсть — богатства и красоты подземные. Геология. Ей было отдано больше 20 лет. Но в 1980 году, обзаведясь семьёй, я взял собственный участок под сад. За советом, конечно же, сразу к Мичурину, а он в «Письме уральским садоводам» 1927 года (письмо — тоже в четырёхтомнике) настоятельно советовал: не берите европейские сорта, садите плодовые культуры семенами, выращивайте свои саженцы — на Урале они приживутся лучше и плоды гораздо витаминнее. Я так и сделал. На седьмой год мои яблони заплодоносили, а сам я всё больше и больше увлекался садом-огородом. Если в родительском саду мама отвечала за кустарники, а отец за плодовые и бульбочку-картошку (родом-то он белорус), то в моём саду, которому уже 35 лет, всё — на мне. В том числе и цветы. Всё в радость…
А как-то в газете я увидел объявление: в Музей истории плодового садоводства Среднего Урала требуется сотрудник. Пришёл к ним. Нет, говорят, нам нужен человек с образованием. «Ну, давайте я вам просто помогать буду», — предложил. Начал помогать, да так и остался. И, должно быть, самообразование с Мичуриным не было зряшным, впрок пошёл тот самый отцовский четырёхтомник, если в 2009 году мне предложили заведовать музеем…
До пятнадцати сортов плодовых культур у меня на своих девяти сотках. Плюс работы-эксперименты на 22 сотках, принадлежащих музею. Есть и европейские сорта, и мичуринские. К наследию Мичурина обращаться приходится постоянно. Много поучительного. На все времена. Например, мысли его о пользе опытных участков при школах. И к столу прибавка. И живые наблюдения к биологии. И воспитывает. Но где, в каких школах сохранились у нас ещё эти участки?! А суждения о пользе для уральцев местных культур? Актуально всегда.
Да, у меня практически нет отпусков, я и в отпуске — в саду (в том или другом), но — какая же это радость!
Сюжет
Книга-судьба
В Год литературы каждый день кто-то из земляков-уральцев рассказывает о книге, которая повлияла на его личную или профессиональную судьбу, создала (или изменила) его представления о мире.