- Сергей Пронь, джазовый музыкант, народный артист России:
— В своё время на меня очень большое впечатление произвела автобиография великого джазового музыканта Майлса Дэвиса, трубача, придумавшего новый способ мышления в импровизационной музыке. Он создал целое направление, которое впоследствии назвали «кул-джаз».
Настоящая ценность искусства — в сроднении с гением, и я всегда чувствовал, что мне близка та музыка, которую играл Дэвис. Но к тому времени, как эта книга попала мне в руки, я уже закончил играть американский джаз. Я по-прежнему любил слушать его, мне были близки его идиомы, но играть эту музыку нужно в Нью-Йорке, центре мировой джазовой жизни.
На заре своей музыкальной карьеры Дэвису повезло встретиться с уже тогда известным на весь мир Чарли Паркером, который, услышав игру Майлса, сказал ему: «Сынок, ты играешь чужие ноты. Играй то, что слышишь внутри себя».
Невозможно было жить в России, на улице с советским названием и изображать из себя американца, исполняя американскую музыку. Мне мешало это ощущение притворства, и тогда я понял нечто важное: нужно уходить от подражания, от влияния чужих идей. Я решил, что буду говорить от своего имени и о том, что волнует лично меня. Это был 1989 год, период распада Советского Союза. Было ясно, что вот-вот должно произойти нечто очень важное, и я стал писать авторские композиции, в которых отражался дух времени. В том же году я создал квартет, существующий до сих пор.
Что интересно, книга была выпущена в одном из екатеринбургских издательств очень небольшим тиражом. Немало места в ней уделено и описанию «тёмной», греховной стороны жизни Дэвиса, связанной с пристрастием к алкоголю и наркотикам, но самое важное — в автобиографии читается позитив, который есть в музыке Дэвиса, тонкая струна чего-то очень светлого и очень хорошего.
Майлс Дэвис не был виртуозным исполнителем. В сущности, он обладал очень скромными возможностями игры на трубе, и множество трубачей играли лучше, техничнее Дэвиса, но он подмечал в жизни какие-то очень важные моменты и умел выразить их в музыке. Своими неброскими, меланхоличными композициями он обозначил то одиночество, которое особенно остро ощущается в мегаполисе, и дал миллионам людей во всём мире возможность испытать чувство сопричастности. Наверное, поэтому именно его пластинка, «Kind of Blue», до сих пор остаётся самым продаваемым джазовым альбомом в истории.
Сюжет
Книга-судьба
В Год литературы каждый день кто-то из земляков-уральцев рассказывает о книге, которая повлияла на его личную или профессиональную судьбу, создала (или изменила) его представления о мире.