В 2008 году своё
Организаторские способности Анатолия Павловича, его трудолюбие (Марчевский так занят, что иногда вспоминает о еде только ближе к вечеру) и безграничная любовь к профессии сделали цирк уральской столицы одним из лучших в России. А Екатеринбург стал известен всему цирковому мировому сообществу, ведь именно здесь каждый год проходят не имеющие аналогов фестивали клоунады.
Первый фестиваль клоунов состоялся в столице Среднего Урала в апреле 2008 года. Пять с лишним лет назад Марчевский признавался журналистам, что не знает, каков будет результат его грандиозной затеи, но радовался как ребёнок тому, что фестиваль пройдёт не в Париже, Лондоне или Нью-Йорке, а на уральской земле. Всё получилось, да с каким размахом! В Екатеринбург тогда приехали артисты, чьи гастрольные графики расписаны на несколько лет вперёд. Марчевский добился своей цели: Всемирный фестиваль клоунов стал визитной карточкой не только Свердловской области, но и России...
Цирковая карьера Анатолия Марчевского началась в Свердловске, да только не уральском, а украинском. Это маленький городок в Луганской области, где будущий Марчелино родился. Детство было трудным: в 14 лет пришлось идти работать на шахту, содержать не только себя, но и маму. Анатолий даже предположить не мог, что станет цирковым артистом. Помог случай: энтузиаст циркового искусства Пётр Поликарпович Ковалёв, создал при местном ДК кружок, в который мечтали попасть многие школьники. Именно тогда Анатолий влюбился в цирк, освоил практически все цирковые жанры.
Сначала Марчевский выступал в качестве акробата. Но однажды на гастролях в Мордовии ему довелось попробовать себя в роли клоуна. Это и предопределило судьбу.
Первой профессиональной труппой, в которой выступал Марчевский, стал киевский «Цирк на сцене». В 1970 году Анатолий с отличием окончил курс одного из лучших режиссёров клоунады Юрия Белова в училище циркового и эстрадного искусства в Москве, начал работать в системе государственных цирков. Вскоре он стал одним из лучших артистов Советского Союза. А полученная в 1980 году в ГИТИСе специальность «режиссура цирка» позволила Марчевскому самому ставить цирковые представления.
В недавнем интервью «ОГ» Анатолий Павлович вспоминал о том, как он выбрал своё цирковое амплуа:
Однажды я увидел артиста в образе Рыжего. Костюм буффонный, старенький, грязноватый. Вместе с тем бездна обаяния! И мне захотелось создать другой образ Рыжего клоуна. Чтобы он был не брошенным по жизни, не «мусорным». А был бы ярким, светлым. Клоун-праздник.
Такого Рыжего приняли и полюбили. И не только зрители. В 1976 году Марчевский получил приз Сержа Вебера как лучший комический актёр года в Париже. В
Марчелино всегда равнялся на коллег легендарных Юрия Никулина и Леонида Енгибарова (Енгибарова окрестили «клоуном с осенью в сердце», Марчевского в одной из рецензий назвали «клоуном с весной в сердце» очень точное определение. Прим. автора), на великого комика Чарли Чаплина.
В 1980 году тогда уже мэтр Никулин гастролировал в Киеве. Там и познакомился с молодым клоуном Анатолием Марчевским, который снимался в фильме «Клоун». Билеты на представления Никулина были распроданы за несколько месяцев до начала гастролей. И тут надо же такому случиться Юрия Владимировича вызывали в Москву. Нужно было срочно найти замену. Предложили Марчевскому, рассказала «ОГ» директор музея истории циркового искусства Александра Зарятдинова.
После того случая Никулин и Марчевский подружились. Юрий Владимирович относился к младшему коллеге по цеху с огромным уважением, но почему-то называл его «мальчиком». Такая у него была любимая присказка.
В 1994 году, когда Анатолия Павловича назначили директором Екатеринбургского цирка, Никулин позвонил с поздравлениями: «Мальчик, не волнуйся. Я клоун. Ты клоун. Нас теперь много, я уже не один. А вообще я хочу сказать, что лучше клоун-директор, чем директор-клоун». Эта фраза позже стала крылатой...
Клоун-директор не подвёл. Уже в 1995 году появился фестиваль любительских цирковых коллективов «Цирк нашего детства», а в
Анатолий Марчевский не раз говорил, что он счастлив: выбрал дело, которое ему по душе, профессию, приносящую людям смех и радость. Он твёрдо убеждён: клоун не просто человек с красным носом, заполняющий паузы между выступлениями артистов других цирковых жанров. Клоун это призвание, это, если хотите, целая философия.
Кстати
Анатолию Марчевскому хватает времени и на общественную работу. С 2000 года по настоящее время он депутат Законодательного Собрания Свердловской области. С 2001 по 2005 год входил в Совет по культуре и искусству при Президенте РФ.
Дословно
Анатолий МАРЧЕВСКИЙ:
О том, что мы подготовили к юбилею, рассказывать не буду. Плохая примета. Зрители сами всё увидят. Возраста я своего не ощущаю: 40,50,60,70,120 какая разница?! Чувства у меня те же, что и 50 лет назад радость от встречи с друзьями и зрителями. Тот, кто посвятил свою жизнь клоунаде, не имеет возраста. Мы всегда в контакте с самым молодым, самым прекрасным, самым искренним искусством по имени цирк.