Артисту на 20-летний юбилей служения в Екатеринбургском оперном театре подарили дебютную роль

Отточенной графике знаменитого прыжка Насадовича рукоплескали даже  на Марианских островах. Фото Сергея Гутника.

Отточенной графике знаменитого прыжка Насадовича рукоплескали даже на Марианских островах. Фото Сергея Гутника.

По случаю 20-летия творческой деятельности Екатеринбургский оперный сделал Насадовичу подарок. В юбилейный вечер Алексей дебютировал в «Баядерке», в партии Солора, о которой давно мечтал. Пару лет назад театр на эту роль проводил кастинг. Тогда выбирали из молодых, начинающих танцовщиков. Но вот дали шанс мэтру — и зрители вновь оценили хореографическое «чистописание» Насадовича.

Природа и... случай

Мало кто даже из его поклонников знает, что Алексей ещё и рисует. Для себя. В свободное время. Но! Рисунок помогает «видеть линию». А «линия», чистый росчерк для него в профессии едва ли не главное.

Ему многое было дано от природы. Либо от... случая. Пришёл в хореографическое училище (в сущности, за приятелем) — взяли. И с первого же курса занимали в «Спартаке», «1001-й ночи», «Кармен-сюите». А со второго Новосибирский оперный взял студента Насадовича на гастроли в Испанию... В труппе Свердловского оперного, едва появившись, он выручил театр на итальянских гастролях: артист опоздал на самолёт, спектакль оказался под угрозой срыва, а тут — вот он, готовый (то есть знающий партию) герой в «Шопениану»... Ещё красноречивее поздний случай. Как-то, находясь на отдыхе в Чехии, они с женой, тоже солисткой Екатеринбургского оперного, балериной Маргаритой Рудиной пришли в репетиционный зал местного театра и попросились на обычный балетный урок у станка (для танцовщиков «класс» — обязательное ежедневное правило). Увидев уральцев на репетиции, театр Брно тут же предложил им контракт...

Макбет в мире романтиков

Кажущаяся лёгкость его карьеры кого-то даже раздражала. Сейчас, когда на слуху покушение на Сергея Филина, художественного руководителя Большого театра, Алексей вспоминает, что в своё время и ему звонили, угрожали. Правда, это не принимало таких криминальных форм, но цель была та же — устранение конкурента в профессии. Увы, и романтичный мир балета не застрахован от этого. При этом завистники, как правило, не утруждают себя пониманием: «лёгкое дыхание» в карьере — не только природа, не только случай, но прежде всего — труд адский. Как на галерах. До седьмого пота.

—Когда Григорович ставил в нашем театре «Легенду о любви», — рассказывает Алексей, — в «сцене у воды» у меня никак не получалось сделать хорошую поддержку балерины и нести её по диагонали через всю сцену. Не могу — и всё. Вдруг Григорович подхватывает мою партнёршу и красиво несёт её по диагонали. А ему уже было больше 60-ти! Вот стыдно-то стало. Да я на одном характере должен был выйти из этой ситуации. И вышел. И поддержка получилась, и диагональ. С тех пор «Не могу» — не моё словосочетание. Не всё сразу, вдруг получается даже и на характере, но (смеётся) помните, как пан Тыква в сказке про Чиполлино таскал каждый день по кирпичику, да дом-то и поставил...

Его «дом», его мир — это Ромео в балете Прокофьева, Базиль в «Дон Кихоте», Конрад в «Корсаре», принц Зигфрид в «Лебедином озере» и принц Щелкунчик... Уж такая планида, предначертанная природными данными. На улице его и сегодня можно принять за школьника-старшеклассника. Высокий рост со времён хореографического училища давал фору (в сравнении с другими танцовщиками) в выборе любой партнёрши. Но главное — опять же линии. Стать, утончённость Алексея Насадовича словно навсегда обрекли его на героев-романтиков.

Даже не верится, что он танцевал Макбета(!) в одноимённом балете. И сегодня станцевал бы. Но — не предлагают. Мир классического балета консервативен. А современная хореография в отечественном театре — вообще проблема. Хорошо вот нынешний худрук балета Екатеринбургского оперного Вячеслав Самодуров склонен привлекать в театр современных хореографов, современную хореографию. Какие-то номера поставлены и для дуэта Рудина — Насадович.

— А актёр — эгоист. Он хочет танцевать всё! — соглашается Алексей. — Мне интересна хореография и Макмиллана, и Килиана, и Пети. С удовольствием станцевал бы и что-то характерное. Например — хулигана. Единственное — даже в характерном танце, даже в современной хореографии я всё же сторонник чистых линий, а не той корявой, абстрактной пластики, которую иногда предлагает современная хореография. Как бы — хореография...

В Интернет, «на уроки» Алины Кабаевой

20 лет на сцене. 40 «личных лет». По общепринятым меркам, цифры — критические для танцовщика. Но судя по занятости Алексея в репертуаре и всегдашней его лёгкой готовности проводить в классе не по два часа, а хоть десять — в ближайшие годы ему вряд ли грозит проблема невостребованности. Другое дело — сегодня он может больше, чем предлагает амплуа dance nobel («благородный танец»). Ещё в начале карьеры на Всероссийском конкурсе им. Сергея Лифаря он получил приз «За лучшее актёрское мастерство». В балете, где приоритетна техника танца, — это дорогое признание. Насадович, точно, способен и к драматическим ролям. Способен использовать то, чего напрочь лишён жанр балета. Голос. Интонацию. «Но никто не предлагает, — смеётся он. — А я бы рискнул. Я отчаянный...».

Прийдя 20 лет назад в труппу Свердловского-Екатеринбургского оперного в качестве ведущего солиста, Алексей Насадович и сегодня сохраняет этот статус. Стабильность, которой можно позавидовать. Но он сам всё время чего-то ищет, рискует. Работает с воспитанниками детского театра «Щелкунчик». Заменяет, если возникает необходимость, свою тёщу, знаменитую Маргариту Окатову, некогда — прима-балерину Свердловского оперного, на уроках хореографии в лицее им. Дягилева. Начал работать с гимнастками, «ставить пластичность». А когда дома маленькая Ева, уже заразившаяся балетом, спрашивает: «Пап, а какие ещё упражнения есть для растяжки мышц?», он вместе с ней, с юношеским азартом, «залезает» в Интернет, например — на сайт Алины Кабаевой, и забывает обо всём.

—У Кабаевой — целая система растяжки мышц в гимнастике! Конечно, спорт и балет — не одно и то же. Да раньше и не было таких возможностей информации. А сегодня я, как пацан, учусь. Всё это так здорово, так интересно...

Областная газета Свердловской области