"Мёртвые души" в иллюстрациях представили екатеринбуржцам

Гротеск – главная интонация художника, осмелившегося проиллюстрировать одно из самых  знаковых произведений русской литературы.

Гротеск – главная интонация художника, осмелившегося проиллюстрировать одно из самых знаковых произведений русской литературы.

Какими видел «Мёртвые души» Марк Шагал. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка иллюстраций к поэме.

Сам Гоголь всегда был против иллюстрирования своих книг. В 1846 году издатели предложили ему создать гравюры к «Мёртвым душам», но писатель отказался, сказав, такого гения среди художников просто нет. Спустя почти 80 лет Марк Шагал осмелился спорить с классиком.

Ещё до своего отъезда из России художник создавал эскизы к спектаклю «Товарищ Хлестаков» по «Ревизору». Этот проект так и не был реализован, но желание продолжить работу с текстами Гоголя осталось. В 1923 году Шагал переехал в Париж, где познакомился с меценатом, издателем и коллекционером Амбруазом Волларом. Тот предложил художнику проиллюстрировать книгу одной французской писательницы русского происхождения, но Шагал отказался, сказав, что хочет поработать с классической русской литературой. Выбор пал на «Мёртвые души» Гоголя, меценат согласился с этим выбором, предоставив художнику полную творческую свободу. В тот же год началась долгая кропотливая работа над созданием серии иллюстраций. В результате получилась почти сотня графических листов с иллюстрациями.

По словам куратора выставки Марии Гордусенко, Шагал внимательно изучал текст поэмы, пытался понять точку зрения писателя. «Создание книжной иллюстрации очень непростая задача, требующая от художника погружённости в текст выбранной книги, — отмечает куратор. — Необходимо быть на одной волне с автором, почувствовать его интонацию. Шагал в своих работах очень точно следует за текстом Гоголя. Он погрузился в книгу и так увлёкся, что вместо запланированных 74 сделал 96 иллюстраций».

На представленной в музее ИЗО выставке можно увидеть 90 работ. Все экспонаты находятся во владении двух коллекционеров: один живёт в Германии, другой — в Екатеринбурге.

Гротесковые образы, точно передающие интонацию Гоголя, живо возрождают в памяти зрителя содержание поэмы. Шагалу удалось прочувствовать всю глубину поэтики текста, что позволило воплотить слова в графике. Художник вслед за писателем рисует страшную портретную галерею, в которой все персонажи — «мёртвые души».

Первый удачный опыт иллюстрирования вдохновил Шагала на дальнейшую работу с различными текстами. Помимо «Мёртвых душ» он проиллюстрировал Библию, басни Лафонтена, древнегреческий роман «Дафнис и Хлоя».

«В коллекции нашего музея хранится один лист из его „Библейской серии“, — призналась Мария Гордусенко. — На нём изображены ветхозаветные герои Саул и Давид. Я могу сказать, что это, конечно же, мало похоже на известные гравюры Гюстава Доре. Даже работая над иллюстрациями к Библии, Шагал оставался верен себе: смело работал с цветом, линией, формой».

Выставка пробудет в столице Урала до конца февраля. Так что у школьников есть уникальная возможность закрепить прочитанное через ряд визуальных образов, а все остальные смогут просто сравнить своё впечатление от поэмы с видением известного авангардиста.

Областная газета Свердловской области