В Екатеринбургской галерее современного искусства (ЕГСИ) впервые на Урале открылась персональная выставка лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма», которая является продолжением громкого одноименного проекта, прошедшего в Санкт-Петербурге, Москве, Минске, Ростове, Краснодаре, Самаре.
Об выставке честнее было бы написать так: Сергей Шнуров – автор идеи. Точнее, идей, которые он активно генерирует с 2005 года. Именно тогда, в начале нулевых, он придумал ту самую концепцию брендреализма. Суть её в том, что главный предмет этого направления вовсе не реальный объект, а структура реальности, в которой они находятся. Человек в XXI веке окружен брендами. Он покупает их, копит, выбирает объектами своего поклонения.
Вот и по версии Сергея Шнурова, современное искусство стало частью общей теории брендов. Художник старается подстроить своё творчество под бренд-образ потенциального покупателя. Само понятие «творчество» утратило первоначальный смысл и обернулось очередным статусным брендом.
На двух этажах ЕГСИ расположились несколько десятков работ. Тут и большие полотна, и пластиковые инсталляции, вязаный ковёр с изображением Земфиры, холодильник, наполненный сахаром-рафинадом, банки из-под сгущёнки с нефтью, раскрашенные кадры из клипов «Ленинграда» и многое другое.
Оценивать выставку по академическим стандартам категорически нельзя. Да и зачем? Шнуров и компания (кто конкретно создаёт работы и инсталляции держится в секрете, известно, что эта группа – около пяти человек) вовсе не гонятся за художественными изысками. Напомним, здесь важнее мысль, идея, которую как грецкий орех хочется расколоть и увидеть что-то большее, чем простой стёб. К примеру, сам Шнуров заявляет свою позицию в названиях, но не расшифровывает их до конца, предполагая, что зритель внесёт свой ассоциативный ряд.
Фото предоставлено ЕГСИ
– Выставка очень яркая и по-своему социальная, – рассказал «Облгазете» координатор выставки в Санкт-Петербурге АндрейБогдашов. – Она основывается на уже достаточно изученной теме вхождения постмодернистской традиции в быт и современную жизнь. В этих работах Сергей Шнуров препарирует реальность, наши с вами будни и обнажает какие-то фрагменты жизни. Нашу эпоху очень интересно описывать. Ну и понятно, выставка входит в конфликт с тем понятием, что искусство это только когда красиво. В этом плане творческие задачи Сергея Шнурова и, например, Энди Уорхола чем-то похожи. Брендреализм пересекается с поп-артом, но в России XXI века существует в более радикальных формах. Он кричащий, наглый, вовсе не играющий, как у Уорхола. Дело в том, что у нас осталась ещё масса различных стереотипов с советского времени по поводу восприятия искусства. Любую выставку, которая достигает какой-то минимальной популярности, тут же критикуют. Например, про эту чаще всего говорят: Шнуров не художник. Это, мол, не искусство, баловство и «тупо посмеяться». Здесь важно отметить – чем сильнее стереотипы, тем масштабнее конфликт. Шнуров пробивается через это. И у него неплохо получается.
Опубликовано в №145 от 15.08.2018