- Людмила Омельяненко, учитель-словесник школы №1, г. Североуральск:
— …Привлекла потёртая обложка книги и рисунок на ней — флаг, башня. Название «Флаги на башнях» звучало призывно и интригующе. А потёртая обложка — значит, многими читана. Так в седьмом классе я узнала про Антона Семёновича Макаренко и впечатлилась его методами работы с трудными подростками до такой степени, что самой захотелось работать с… беспризорниками. Только где их взять-то было? Тем не менее судьба решилась: после восьмого класса я пошла в Свердловское педучилище.
Может, в чём-то училище и уступало пединституту, но школьная, возрастная психология преподавалась у нас явно лучше. «Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям» — снова и снова слышала я макаренковский завет, с которым впервые познакомили меня «Флаги на башнях». Значит, сознавала, первейшая задача учителя — увлечь своим предметом. А как? И я, уже работая в школе, внимательно следила по возможности за всеми новаторскими методами преподавания литературы. Кумиром стал ленинградский словесник Евгений Николаевич Ильин. По Ильину, урок литературы надо строить точно теми же средствами, какими строится художественное произведение. Класс активен, «когда с ребятами разговаривают языком неожиданных приёмов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства». В этом весь Ильин. И когда однажды, будучи на учёбе в Ленинграде, я узнала, что попасть к Ильину на семинар невозможно (всё переполнено) — боже, в каком я была отчаянии! «Откуда вы?» — спросил Ильин, оказавшийся рядом. — «С Чукотки» (тогда я жила и преподавала там). — «Приходите. Сверх уже набранного списка…»
Какое же удовольствие было внимать этому педагогу-новатору. В какой профессиональный кураж обратились часы-дни семинара. Мы говорили и о Макаренко, его педагогических методах, ведь и для него дисциплина, тишина на уроке не были самоцелью. Главное — внимание ребёнка, его искренний интерес.
…Позади — 45 лет педагогического стажа. Я и сегодня продолжаю «сражаться» за интерес к литературе — на каждом уроке. В том числе благодаря газетной рубрике «Книга-судьба». Соотечественники мои дорогие, у нас проблема: даже читающие наши дети не способны анализировать художественное произведение. Скатываются в пересказ содержания. Для большинства по-прежнему литература — отдельно, жизнь — отдельно. Так вот, монологи из «Книги-судьбы» использую что-то вроде раздаточного материала на уроке. Смотрите, говорю, вчитывайтесь, как разные книги сопрягаются с разными человеческими судьбами. Работает!
А мои «флаги на башнях»? Так их никто и не зачехлял…
Сюжет
Книга-судьба
В Год литературы каждый день кто-то из земляков-уральцев рассказывает о книге, которая повлияла на его личную или профессиональную судьбу, создала (или изменила) его представления о мире.