Документальное кино взяли штурмом

Председатель жюри киносмотра «Россия» Клим Лаврентьев стоял у истоков нашего фестиваля и даже был его президентом. На церемонии закрытия ему предложили снова занять этот ответственный пост. Лаврентьев согласился. Фото: Анастасия Шустова

Председатель жюри киносмотра «Россия» Клим Лаврентьев стоял у истоков нашего фестиваля и даже был его президентом. На церемонии закрытия ему предложили снова занять этот ответственный пост. Лаврентьев согласился. Фото: Анастасия Шустова

Завершился XXVI Открытый фестиваль документального кино «Россия». На форуме этого года снова было много рекордов и впечатляющих цифр. Впервые за одиннадцать лет в конкурсную программу попало столь большое количество фильмов, причём это были работы сразу из одиннадцати регионов нашей страны. Не поскупились и члены жюри – призов оказалось больше, чем обычно, а главное решение мэтрами принято единогласно.

Победители

  • Главный приз. «Всё проходит…», режиссёр Татьяна Скабард (Москва)
  • Приз за лучший полнометражный фильм. «Цурцула», режиссёр Алексей Николаев (Санкт-Петербург)
  • Приз за лучший короткометражный фильм. «Чужая», режиссёр Анатолий Добряков (Ижевск)
  • Приз за лучший дебют. «Ласточка», режиссёр Денис Прокошев (Москва)
  • Приз за операторское мастерство. «Дух в движении», операторы Ян Ясинский, Александр Костенко, Юрий Ермолин, Дмитрий Миненков, Александр Филиппов, Василий Григолюнас (Москва)
  • Специальный приз жюри «За трепетное прикосновение к современной и актуальной проблеме». «Посторонние», режиссёр Павел Фаттахутдинов (Екатеринбург)
  • Специальный приз жюри «За развитие патриотической темы». «Танки. Уральский характер», режиссёр Сергей Савушкин (Москва)
  • Специальный диплом жюри «За отчаянную попытку возродить потерянный жанр научно-популярного кино». «Озеро в море», режиссёр Сергей Циханович (Санкт-Петербург)
  • Специальный диплом жюри «За поэтичное отражение традиционного уклада жизни». «Шамбала», режиссёр Галина Адамович (Белоруссия)
  • Приз зрительских симпатий. «Озеро в море», режиссёр Сергей Циханович (Санкт-Петербург)

Хорошего фестиваля должно быть много

На церемонии закрытия все отметили, что в этом году было много наград – как официальных (сразу четыре картины жюри отметило своим специальным призом), так и не­официальных (помимо тех, что вручает жюри). Но ничего удивительного в этом нет – заметно увеличилась и сама программа фестиваля – в ней 39 картин. Подобное число было зафиксировано лишь в 2004 году. Важно, что высоким оказалось и качество этих работ. Судите сами, в этот раз за призы боролись: обладатель Гран-при «России» прошлого года Павел Фаттахутдинов, президент Международного фестиваля документального кино «Флаэритана» (Пермь) Павел Печёнкин, обладатель главных призов международных фестивалей в Париже и Лейпциге Владимир Эйснер.

Более того, несколько достойных фильмов просто не попали в конкурсную программу, из-за чего председатель жюри фестиваля «Россия» Клим Лаврентьев просил организаторов подумать об увеличении дней кинофорума…

– Так получилось, что во внеконкурсной программе оказалось ещё около восьми картин, которые с лёгкостью могли бы конкурировать за призы, – пояснил своё предложение Клим Анатольевич. – Я сделаю всё возможное, чтобы на следующий год мы могли прибавить на «России» ещё один день. Более того, считаю, что необходимо снова заявить о программе «Эхо фестиваля», чтобы лучшее документальное кино смогли увидеть не только в Екатеринбурге, Новоуральске и Нижнем Тагиле, но и в других городах России.

Пустые залы – не про нас

А пока другие регионы ждут, свердловский зритель от души насладился докфестом. Некоторые СМИ во время фестиваля восторженно писали, что на «России» небывалый зрительский ажиотаж, но завсегдатаи форума знают, что такая ситуация на свердловском фестивале – отнюдь не новость. Не секрет, что большинство киносмотров нашей страны сегодня с трудом набирают и треть залов: так было, например, в Выборге, о чём с сожалением рассказывали екатеринбургские режиссёры. В этом смысле ситуация лучше лишь на показах российской программы Московского кинофестиваля. В Екатеринбурге же зрители снова сидели на ступеньках, несмотря на то, что стартовали показы в будни – уже с девяти утра в залах Дома кино не было свободных мест.

– Мне много приходится бывать на разных фестивалях и здесь, и за границей, и даже по ту сторону океана, – поделился впечатлениями член жюри фестиваля, кинорежиссёр, сценарист Ираклий Квирикадзе. – Но такое зрительское нашествие, я бы даже сказал, штурм – это большая редкость и огромное достижение. Я совсем недавно приехал с ещё одного российского кинофорума, не буду его называть, так вот – он прошёл при пустых залах, периодически туда кого-то загоняли, но, конечно, это совсем не то, что ждёшь от крупного фестиваля.

Болевые точки

Недаром одной из самых желанных наград для участников «России» является именно приз зрительских симпатий. И символично, что в этом году он достался научно-популярному фильму о жизни птиц-гоголят «Озеро в море». Также фильм отмечен и специальным дипломом жюри с формулировкой «За отчаянную попытку возродить потерянный жанр научно-популярного кино». Тема этой отчаянной борьбы за качественный отечественный кинематограф протянулась красной нитью через весь докфест, где самая серьёзная проблема на сегодняшний момент – вымирание российских киностудий. Думать, что это касается только провинциалов, не приходится – пример тому как раз научно-популярное кино. Как оказалось, самая крупная студия научно-популярного кино – «Центрнаучфильм» – сегодня вошла в структуру киностудии имени Горького, где это кинопроизводство и заглохло вместе с прекрасными традициями советского научно-популярного кино. Снова и снова участники и старожилы фестиваля возвращались к вопросу о Свердловской киностудии, которая сегодня всё ещё находится в подвешенном состоянии…

Поэтому особенно приятно видеть в конкурсе прекрасную компанию екатеринбургских режиссёров, которые, несмотря ни на что, продолжают творить уже на частных студиях. Это Дмитрий Воробьёв, Марина Чувайлова с замечательной документальной комедией «Надежда. Вокруг да около», а также триумфатор прошлого фестиваля Павел Фаттахутдинов. Кстати, в этом году Павел получил специальный приз жюри за фильм о кризисе настоящих семейных и национальных ценностей – о проблеме, которая сегодня не даёт покоя всему миру.

Скажем и о картине, которая, к сожалению, не была отмечена жюри, но которая собрала целый букет неофициальных призов – это кино краснодарского режиссёра Валерия Тимощенко «Не стреляйте в оператора!». Начиная с 90-х он снимал в горячих точках и, конечно, войну на Украине. Без лишнего пафоса, с помощью кадров страшной действительности автор показал зрителям, какой ценой журналисту, оператору, режиссёру достаётся правда. На церемонии Валерия не было, в это время он снова находился в экспедиции…

Гран-при XXVI фестиваля «Россия» достался фильму Татьяны Скабард «Всё проходит…». О том, что программа кинофорума как никогда актуальна, мы уже говорили в прошлых публикациях. Эта картина – яркий тому пример. Мы видим последнее мирное лето украинской глубинки перед Майданом, который перевернёт всю её жизнь. Перед нами предстала история славного городка Брацлав, где некогда соседствовали украинцы, поляки, евреи, румыны, цыгане и старообрядцы. А что стало после… всем нам известно.

Областная газета Свердловской области