«Областная газета» продолжает знакомить читателей с наиболее любопытными событиями XXVI фестиваля документального кино «Россия». «ОГ» на протяжении двух дней кинофорума в Доме журналистов проводила для зрителей киновстречи с самыми, на наш взгляд, интересными участниками фестиваля. И первой нашей гостьей стала проректор ВГИК, киновед, продюсер Алевтина Николаева-Чинарова.
Досье «ОГ»
Алевтина Николаева-Чинарова. Выпускница киноведческого факультета ВГИК (1971), заслуженный работник культуры РФ. В 1984–1992 – главный редактор Госкино РСФСР, в 1992–2001 – начальник Управления государственной поддержки кинематографии Госкино РФ (позднее Министерства культуры РФ). С 2002 года – проректор ВГИК по научной и творческой работе.
– Алевтина Петровна, вы постоянный гость фестиваля «Россия», что заставляет возвращаться сюда снова и снова?
– Моя любовь к Свердловску началась со времён, когда я работала в Госкино и курировала вашу киностудию. Вот тогда-то я и познакомилась здесь со многими знаменитыми и интересными людьми – с аниматором-оскароносцем Сашей Петровым, c Володей Хотиненко и Володей Макеранцем, который тогда был его оператором, с Серёжей Мирошниченко – это было время, когда студия ещё жила полной жизнью… C тех пор всегда ездила на ваш фестиваль.
Я очень люблю документальное кино. Помню, когда была маленькой, о жизни страны мы узнавали из киножурналов – о том, как убирают урожай, как живут люди в глубинке… А потом это информационное поле заместило телевидение. Но оно даёт лишь общий информационный срез, а детали жизни простого человека – нет. В этом смысле Екатеринбург со своим фестивалем уникален.
– Как считаете, откуда в последнее время такая тяга и зрителей, и режиссёров к документальному кино?
– Этот жанр кинематографа был очень популярен в советское время, поскольку был сформирован так называемый интеллектуальный слой зрителей. В 90-е в силу разных обстоятельств эти зрители были отторгнуты от экранов. Я хорошо помню, как в 2001 году я пришла работать во ВГИК, и когда мы просили молодых ребят что-то снять или написать сценарий – первый вопрос был: «а сколько заплатят?». Сегодня эта ситуация начала меняться, пришло новое поколение. А главное, зрителю захотелось видеть на экране не только что-то жарено-смешное, но и жизнь такой, как она есть. Появилось желание увидеть о своей стране правду – позитивную или не очень, узнать, как живут люди хотя бы в 100 километрах от Москвы, увидеть героев, за которых будет болеть душа.
– Вы как никто знакомы с кинопроцессом изнутри; что самое главное должно произойти в Год кино, которым, скорее всего, будет объявлен 2016-й?
– Это сложный вопрос. Для того чтобы кино стало общенациональным феноменом, должны развиваться две главные сферы – кинопроизводство и прокат, причём развиваться совместно. За первые десять лет 2000-х наш кинематограф стал медленно вылезать из того кризиса, в котором мы все оказались в девяностые годы. Тогда производство работало само по себе, а прокат уже был ориентирован на чужое кино. В 1996-м в России было сделано 19 фильмов, а для того, чтобы можно было сказать, что кино в стране есть, нужно, чтобы на экран страны каждую неделю выходил хотя бы один фильм. Хуже было только в послевоенное время, когда Сталин говорил: «Лучше меньше, да лучше» – в год снимали по девять картин. Он думал, что все они будут шедеврами, но ведь это невозможно…
В прошлом году в нашей стране было снято 96 художественных полнометражных фильмов, 82 из них попали на широкий экран – при том, что общее число картин составило 521, то есть доля наших фильмов – всего лишь 18 процентов. В сущности, мы уже вырастили целое поколение на американском кино. Очень много сегодня зависит от продюсера, он «играет музыку» – решает, что снимать, а что нет. Поэтому продюсер должен быть человеком, чья цель не только в получении прибыли, но и в решении культурных задач. Во ВГИКе мы учим продюсеров, но на 2016 год государство выделило для них всего четыре бюджетных места… Институт продюсерства не сформировался, пока в эту сферу приходит кто угодно. Моя мечта и заключается в том, чтобы эта ситуация изменилась.
– На «России» в конкурсе уже два года подряд – рекордное количество дебютов. При этом отборочная комиссия не скрывает – количество в данном случае не значит качество. На ваш взгляд, нужно ли всем давать шанс?
– Дебют – это самое страшное. С одной стороны, далеко не каждая публика работы новичков оценит. Вот на фестиваль в Екатеринбург я бы дебюты брала, поскольку здесь подготовленный зритель. А на другие – не рискнула бы. Ведь дебютанты, они ещё «без кожи», от резких оценок могут и сломаться. С другой стороны – на фестивалях часто бывает так, что дебютантов захваливают, а потом у них начинается звёздная болезнь…
– В Новоуральске вы показали дипломные работы таких вгиковцев как Михалков, Тарковский, Кончаловский… Как вам дебюты сегодняшних классиков?
– Это была целая плеяда – новое поколение в кинематографе, поколение «оттепели» – Тарковский, Кончаловский, Данелия… Есть даже забавная история – когда Михаил Ильич Ромм набрал курс, в парткоме его выбор одобрили, но не советовали брать двоих – «стилягу» и «бандита». Первый был Тарковский, второй – Шукшин. Хотя честно скажу – в первом фильме Андрея Тарковского почерк мастера вы не увидите. А вот у Михалкова фильм замечательный…
– К новым же фильмам Никиты Сергеевича у зрителей отношение спорное…
– Думаю, дело в административной должности, которая, к сожалению, не сочетается с творчеством. Я вспоминаю прекрасного режиссёра, чудесного человека – Элема Климова. На знаменитом пятом съезде кинематографистов СССР, где я тоже была, его выбрали секретарём Союза – как Михалков сегодня. В 90-е Климов бедствовал, и я пыталась ему помочь. Тогда мы придумали вид поддержки на подготовительный период: на разработку сценария, проекта давались мизерные, но деньги. Однажды на фестивале в Крыму он мне сказал: «Алечка, ты не старайся. Я всё равно больше ничего не сниму. Меня сожрал Союз…» Правда, Михалков другой по своей натуре, он ещё актёр – и актёр просто замечательный. Вспоминаю его в фильме «Вокзал на двоих» – это просто шедевр. Многие его картины блестящие, так что всё ещё может быть…
– Кого же тогда назовёте в качестве лучших примеров современного отечественного кино?
– Замечательный фильм Андрея Кончаловского про почтальона Тряпицына. Не очень порадовал Андрей Звягинцев, фильм Юрия Быкова «Дурак» вроде бы о том же, что и «Левиафан», но он гораздо интереснее… Одно могу сказать точно – начинают появляться хорошие фильмы. Если бы вы мне задали этот вопрос лет пять-семь назад, я бы не была столь оптимистично настроена. Наш кинематограф выходит из тупика и интенсивно ищет путь к зрителю. Это я и в молодых ребятах чувствую – на фестивале показывали фильм «Дух в движении» про паралимпийцев – до сих пор комок к горлу подступает…