В Екатеринбурге стартовала подготовка к третьей Уральской индустриальной биеннале современного искусства. За два месяца художники из России, Германии, Швейцарии, Франции и других стран должны посетить более 10 городов нашей области, чтобы познакомиться с крупными промышленными предприятиями. А после, вдохновившись, на основе полученных впечатлений – создать произведения искусства, которые в сентябре они представят на выставке – на суд искушённой публики.
Художники и скульпторы уже побывали на Ирбитском мотоциклетном заводе, Нижнесергинском метизно-металлургическом комбинате, Сысертском заводе художественного фарфора. «Областная газета» из более чем десятка художников выбрала французского скульптора Стефана Тиде и отправилась с ним на одно из самых интересных производств – единственный в России завод по изготовлению кос, который располагается в Артях, а также знаменитый турнир косарей.
Досье «ОГ»
Доминик Стефан Тиде (Dominique Stephane Thidet) родился в Париже 20 мая 1974 года. Выпускник национальной высшей школы изящных искусств Парижа и Высшей школы изящных искусств Руана. Живёт в Париже, работает в Обервилье (промышленный пригород Парижа). Преподаватель в Высшей школе изящных искусств Клермон-Феррана (пространство и объём).
На завод мы отправились в сопровождении художников из Испании, Италии, Австрии, Франции, Швейцарии, Германии, Украины. Четыре часа пути – и гид радостно сообщает, что мы подъехали к «вери вери смол сити» (очень очень маленький город) – с романтичным и вполне себе французским названием Арти. И тут выясняется, что вместе с нами на турнир косарей приехали сразу два Стефана, но того, который нам нужен, среди них нет. Оказалось, что француз жил в Артях уже три дня и всё это время проводил на заводе, изучая процесс производства артинских кос.
Стефана Тиде в Артях все уже знали в лицо – и с удовольствием подсказывали нам, как его отыскать: «Стефан очень хотел послушать русские народные песни – так что ищите его где-то около сцены».
– Я вообще первый раз в России и глубоко тронут тёплым приёмом, который мне здесь оказали и гостеприимством большого количества людей, – рассказал «ОГ» Стефан. – Казалось бы, я на Урале всего неделю, но уже столько всего увидел! Сначала я приехал в Екатеринбург, затем побывал в Нижнем Тагиле и вот теперь Арти… Да, я мог приехать только на праздник и на экскурсию на завод, как и все остальные художники, но мне хотелось изучить само производство. Мне очень понравилось быть так близко к рабочим, своими глазами видеть, как завод функционирует…
Справка «ОГ»
Первые косы на артинском заводе были выпущены в 1809 году. После окончания Гражданской войны Арти остались единственным производителем кос по всей стране. Первый турнир косарей состоялся в 2011 году. В конкурсе участвуют косари со всей России и из других стран. Работники завода всегда рады сотрудничеству с артистами, художниками и другими представителями сферы искусства. Так, на территории завода снималась финальная сцена фильма «Небесные жёны луговых мари» Алексея Федорченко. А о турнире косарей екатеринбуржец Сергей Константинов снял короткометражку «Коси коса».
Стефан рассказал нам, что сельское хозяйство ему близко… Да, сейчас он живёт в Париже, но вот родился и вырос в Нормандии, где косьба, как и всё остальное, что связано с аграрным делом – в почёте. Кстати, на родине у него остался свой маленький сад-огород.
Сразу же после турнира косарей мы вместе с художниками отправляемся на артинский завод. Правда, летом там каникулы – рабочие здесь любят приговаривать – «готовь сани летом, а косы зимой», но нам проводят экскурсию. Пока русскоязычные коллеги с интересом ходили за гидом, художники из других стран ходили за… Стефаном – за три дня на заводе он спокойно ориентировался в огромных цехах и не хуже любого экскурсовода рассказывал, где что тут плавится и шлифуется…
– Не удивляйтесь, – говорит нам директор по развитию завода и по совместительству главный судья турнира косарей Александр Шатохин. – Стефан тут всё по-серьёзному изучил. Три дня он был в Артях, и все три дня провёл на заводе. Я показывал ему производство, водил в наш заводской музей. А уж потом мы вместе придумывали, как для его инсталляции трансформировать нашу косу. Я сам лично сниму для него экшн-камерой процесс ковки и исправления брака при заготовке косы, то есть работу с горячим металлом… В итоге должны получиться две двухметровые косы, которые будут вращаться (кроме кос, инсталляция будет включать в себя и видео, которое будут транслировать на плазменном экране или проекции. – Прим. «ОГ».).
Одна из работ Стефана Тиде –скульптура «Наводнения», 2010 год. Коллекция национального Центра пластических искусств, Франция. Фото: cab-grenoble.net
Сам же Стефан об инсталляции рассказывает несколько иначе – романтичнее…
– Я постараюсь отразить красоту линий, пластический смысл косы как таковой, – объясняет Стефан. Коса будет вращаться, погружаться в воду – разрезать её и подниматься обратно. Сейчас эти идеи мы пытаемся претворить в жизнь вместе с работниками завода и техниками биеннале.
Обратно в Екатеринбург ни один художник не уехал с пустыми руками – кто вёз с собой грибы, найденные в лесу, кто купил поделки местных умельцев, а Стефан уехал с большой коробкой под названием «Набор косца», где пока ещё в разобранном виде своего часа ждёт самый главный артинский сувенир…