В Екатеринбурге завершился Девятый международный театральный фестиваль «Коляда-plays».
Поздравляем
- Гран-при: Театр имени Стефана Ярача, г. Лодзь (Польша) за спектакль по пьесе Ирины Васьковской «Уроки сердца»
- Лучший детский спектакль: «Топ-Театр» (г. Омск) за спектакль «Иван-Царевич и Серый Волк» по пьесе Светланы Баженовой, режиссёр Ярослав Максименко
- Лучшая режиссёрская работа: Михаил Скоморохов, Пермский театр юного зрителя, за спектакль «Господа Головлёвы» по пьесе Ярославы Пулинович
- Лучшая мужская роль: Дмитрий Дубина, спектакль по пьесе Андрея Крупина «Верните мне мою жизнь, пожалуйста …», Молодёжный драматический театр «С улицы Роз», г.Кишинёв, Молдова, режиссёр Юрий Хармелин
- Лучшая сценография: Владимир Кравцев, спектакль «Платонов. Две истории» по пьесе Ирины Васьковской, Свердловский академический театр драмы, режиссёр Дмитрий Зимин
- Лучшая женская роль: Теодора Ристовски за роль Риммы в спектакле по пьесе Николая Коляды «Сказка о Мёртвой Царевне», «Центр культуры Вук Стефанович Караджич» (Сербия), режиссёр Наташа Радулович
- Лучший актёрский ансамбль: Воронежский театр драмы имени А.Кольцова за спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Как я стал …», режиссёр Никита Рак
- Приз и диплом «За творческий рост»: Акмолинский областной русский драматический театр, г. Кокшетау, Казахстан, за спектакль «Курица» по пьесе Николая Коляды, режиссёр Ольга Луцива.
Можно не быть поклонником творчества Николая Коляды и вообще не знать его пьес, но нельзя не отметить одного его редчайшего качества. История знает множество примеров, когда театральный титан (а Коляда, бесспорно, из их числа) настолько тщательно уничтожал вокруг себя любые побеги, желая оттенить собственное величие, что после него оставалась пустыня. Кого воспитали себе на смену Товстоногов или Любимов? Заслуга Николая Коляды не только в том, что он написал более сотни пьес, которые ставят и в России, и в других странах, и даже не в создании театра имени себя, а в том, что он с данной ему природой настырностью породил, раскрутил такое явление, как уральская школа драматургии. И сейчас если не наравне, то рядом со спектаклями по пьесам мэтра в фестивальной афише – работы Василия Сигарева, Ярославы Пулинович, Олега Богаева, Анжелики Четверговой, Ирины Васьковской. Кто-то из них уже заработал своё собственное театральное имя, а кто-то пока ценен тем, что на их творении стоит как знак качества – «ученик Коляды».
Кстати
Николай Коляда к началу фестиваля выпустил первый том собрания сочинений и планирует издать остальные 11 в течение 2015 года. Книги расходятся достаточно быстро. В первом сборнике – ранее неопубликованные рассказы. Во втором томе также планируется представить читателям ранее неизвестные широкому кругу рассказы, несколько повестей и киносценариев.
– В третьем томе будут неопубликованные пьесы. И где-то, может быть, с пятого тома, пойдут только те пьесы, благодаря которым я стал известен: «Мурлин Мурло», которую поставили в «Современнике», «Сказка о Мёртвой Царевне», «Канотье» и другие. Посмотрим, как жизнь пойдёт, – отметил драматург.
Но «Коляда-plays» – это всё-таки прежде всего фестиваль именно театральный. Когда ещё выберешься, скажем, в Астрахань, а если и выберешься, то это наверняка будет в сезон арбузов, а вовсе не театральный. А там, оказывается, есть очень даже симпатичный Независимый проект актёров Астраханского драматического театра, показавший в Екатеринбурге «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Молдавский Молодёжный драматический театр «С улицы Роз» – уже не новичок на фестивале, и своей версией «Америка России подарила теплоход» кишинёвцы свой высокий уровень в очередной раз подтвердили.
Закрытие фестиваля. Николай Коляда, министр культуры Павел Креков и театральные критики региона. Фото: vk.com
Комментарий
Павел Креков, министр культуры Свердловской области:
– Я посетил несколько спектаклей фестиваля: был в Центре современной драматургии, смотрел сербский спектакль на основной сцене «Коляда-театра», наконец-то увидел «Господа Головлёвы» Пермского ТЮЗа. Все спектакли мне очень понравились. Особенно – сербского театра. Его я посмотрел с большим удовольствием. Вообще я знаю, что спектакли были достаточно разные, и какие-то вызывали отрицательные оценки, какие-то – положительные. Я был как раз на тех, которые в большей степени вызывали положительные, мне повезло. Правда, это не случайность, а некая закономерность, потому что я интересовался заранее, куда сходить.