Вчера в Екатеринбургской галерее современного искусства открылся совместный проект с санкт-петербургским «Арт-центром» в Перинных рядах «Поп-арт форум». 79 работ двадцати крупнейших художников этого направления искусства представлены в оригинальных авторских техниках — литографии, шелкографии, эмали и в коллекционных постерах.
Цель проекта — познакомить екатеринбуржцев с работами мировых звёзд и основоположников поп-арта — Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Роберта Индианы и других. Надо отметить, что в фондах крупных российских музеев работ мастеров поп-арта просто нет. Поэтому увидеть оригинальные шелкографии Энди Уорхола из серии «Sunday B. Morning» 1985 года (портреты Мэрилин Монро, изображение банок супа «Кэмпбелл»), кроме как на открывшейся выставке, практически невозможно. Все работы, с которыми знакомит зрителя «Поп-арт форум», — собственность зарубежных частных коллекционеров и собственное собрание «Арт-центра» в Перинных рядах.
— Мы хотели представить поп-арт во всём его многообразии, показать историю развития этого направления искусства, чтобы напомнить — в этом направлении искусства есть не только всеми известный Энди Уорхол, но и множество других достойных художников, — рассказала «ОГ» куратор выставки Ирина Костерина. — Все они с помощью самых современных для того времени художественных средств говорили о проблемах массовой культуры через саму массовую культуру. Находки художников поп-арта (броские яркие сочетания контрастных цветов, затейливые шрифты) и сейчас применяются в рекламе и современном дизайне. Но не только в них поп-арт существует сегодня. Репродукции работ британских художников Бэнкси и группы «Префаб77» представлены на выставке не случайно. Они являются наследниками идей поп-арта. Взяв его суть — нанесение рисунка с помощью трафарета и шаблона на поверхность, они пошли дальше и трансформировали его в отдельное направление в искусстве — стрит-арт.
Мнение
Тамара Галеева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств УрФУ:
— Это очень интересная, на мой взгляд, выставка. Такие выставки должны быть, они должны сопровождаться образовательными программами, рассказывающими о поп-арте как о направлении в искусстве. Поп-арт в России нигде не представлен, поэтому наша публика совершенно не избалована даже классикой XX века. Что уж говорить о представителях современного искусства. Тот же Уорхол давно уже висит во всех самых престижных музеях мира, просто это другое искусство, не такое, как искусство Рафаэля. К его оценке надо применять другие критерии. Оно более дискуссионно, тем и интересно. К нему зрителя надо готовить. В том числе и такими выставками, как «Поп-арт форум».