В конце минувшей недели в екатеринбургском музее Эрнста Неизвестного состоялось открытие выставки Анатолия Калашникова «Гармония души». На ней представлены малоизвестные работы мастера, прославившегося монументальным полотном «Перегон скота в штате Монтана», которое является самой большой картиной, нарисованной кем-либо из свердловских художников (её площадь 36 квадратных метров).
– Выставка «Гармония души» проходит в рамках проекта «Современное изобразительное искусство. Уральский депозитарий», – рассказала «ОГ» научный сотрудник музея Эрнста Неизвестного Светлана Соколова. – Он организован Свердловским областным краеведческим музеем.
Площадка для экспозиции была выбрана не случайно. Неизвестные работы Анатолия Калашникова в музее Неизвестного – это не просто игра слов, но ещё и дань памяти дружбы двух художников. Они не только были коллегами по цеху, но и поддерживали тёплые дружеские отношения. Творчество Калашникова Эрнст Иосифович высоко ценил. Их можно было часто увидеть вместе, когда Неизвестный приезжал в Свердловск.
– Отец работал очень много и так же много выставлялся, – вспоминает Александра Калашникова, дочь художника. – Но все работы, которые он создавал, он просто не успевал показать зрителю. Калашников писал картины с такой скоростью, что на выставках зрителям показывались только самые свежие полотна. А ведь много очень интересных полотен, над которыми художник трудился годами, хранились в мастерской, скрытые от глаз зрителей. Например, картину «Золушка» Калашников создавал несколько лет, много раз возвращаясь к ней спустя некоторое время и внося новые изменения. И даже в законченном виде она долгое время находилась у художника дома, доступная лишь взору гостей. А полотно «Старая архитектура» висело… у тёщи Анатолия Калашникова на даче. На ней изображена усадьба Ошуркова, построенная в 1876 году на улице Архиерейской (теперь Чапаева). В советское время там были мастерские художников. Картина, написанная в 1974 году, показывает, какой эту усадьбу увидел художник сорок лет назад.
На выставке живописи Анатолия Калашникова представлены не только крупноформатные полотна, но и совсем миниатюрные работы. Так, размер картины «Портрет Саши на качелях» всего 10х12 сантиметров! Но даже столь крохотная по размеру работа завораживает мастерством и техникой исполнения.