Поздним воскресным вечером на «Первом канале» показали фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» с екатеринбургской актрисой Ириной Ермоловой в главной роли. «ОГ» внимательно следила за ходом съёмок и судьбой этой картины — и вот наконец «Белые ночи…» увидели зрители. Мы поинтересовались мнением наших читателей и услышали совершенно разные оценки.
Леонид БЫКОВ, литературный и театральный критик, доктор филологических наук:
— Мне фильм, безусловно, понравился. В первую очередь, тем, что в нём показана настоящая одноэтажная Россия. Я этому кино поверил. И в данном случае, считаю оправданным привлечение не профессиональных актёров, а простых жителей деревни. А также выбор режиссёра в пользу игрового фильма. На мой взгляд, именно документальное кино более искусственно, нежели художественное. Вспомните себя, когда фотографируетесь: вы позируете, ведёте себя не вполне естественно, хотя вроде бы и снимаете жизнь. А задача постановщиков кинокартины заключалась как раз в том, чтобы герои сохранили свою непосредственность, пусть и в предлагаемых обстоятельствах. Самое главное, Ирина Ермолова должна была сыграть так, чтобы не выделяться. И ей это удалось. А то, что мы видим некую манерность в игре актрисы — это тоже оправданно, ведь именно её героиня деревню покидает. Если говорить о широком зрителе, то фильм совершенно точно обречён на пустые залы. За 20 лет мы отвыкли от настоящего кино. Даже когда по «Первому каналу» показывали «Белые ночи…», во время рекламной паузы демонстрировали анонс сериала, который идёт по будням — ощущался вот этот контраст: от настоящего кино до сладкой патоки, если можно так сказать.
Павел ФАТТАХУТДИНОВ, режиссёр документального и игрового кино:
— Меня удивляет, что западник Кончаловский пытается снимать про русскую деревню, а его брат, славянофил Михалков, делает совершенно американское кино. При этом я с большим любопытством посмотрел «Белые ночи…». Но здесь есть некая тонкость — в фильме всего лишь одна профессиональная актриса, и, к сожалению, видно, что деревенские часто не знают, что делать в кадре. Подобное кино делается так: съёмочная группа пытается поймать состояние человека, а потом вставляет эту сцену, куда получится. Поэтому я, как режиссёр, увидел эти нестыковки. А вот наша Ирина Ермолова сыграла блестяще. Что касается бюджета фильма, то 50 миллионов рублей для Андрея Кончаловского, наверное, минимальная сумма, за которую он мог снять. Мы бы сняли дешевле. Сумма неудивительная: московская группа, известный режиссёр, думаю, большая часть ушла именно на гонорары. А деревенские люди — как показывает опыт — зачастую готовы сниматься практически бесплатно, при этом сами тебя ещё накормят и напоят.
Сергей АЙНУТДИНОВ, мультипликатор, председатель регионального отделения Союза художников России:
— Фильм в целом понравился. Режиссёр интересную тему в нём затрагивает, тонкую… И главное — красиво её преподносит. Для меня как для художника крайне важен визуальный ряд. И здесь я снимаю шляпу перед оператором картины — сделано очень достойно. Знаете, его можно смотреть, особо не вникая в сюжет — просто наслаждаться тем, как он сделан. Фильм получил высокую оценку у западных зрителей. Думаю, их он привлекает именно этим — завораживающей красотой, неспешностью жизни. Многие никогда не видели ничего иного, кроме мегаполисов, и поэтому у иностранцев картина вызвала такой интерес. Хотя, конечно, не берусь за них решать… Насчёт бюджета в 50 миллионов — иллюзия, что это много. Над картиной работал огромный штат, плюс больших денег стоит качественная цветокоррекция, монтаж… А в фильме видно, что всё на уровне.