В екатеринбургском Музее изобразительных искусств открылась постоянная экспозиция «Отечественное искусство 1940-х — 1990-х годов», благодаря которой екатеринбургский зритель сможет почувствовать веяния основных этапов в искусстве XX века — от жестокого сталинского времени и вдохновляющей «оттепели» до бодрящего ветра перестройки. Также впервые в нашей области перед публикой предстала одна из самых крупноформатных картин.
Самые крупные полотна в музеях Свердловской области
- «Монтана. Перегон скота». Анатолий Калашников (1947–2012). 18х2 метра
- «Лесной пожар» Алексей Денисов-Уральский (1864–1926). 3,5х4 метра
- «На пастбище. Стадо». Аркадий Пластов (1938). 2х3 метра
Организаторы одной из самых масштабных выставок последнего времени в музее ИЗО (в четырёх залах на Вайнера, 11 – более 70 полотен) постарались на открытии погрузить гостей в эпоху советского быта — поэтому встречали компотом из сухофруктов, бутербродами с килькой и песнями Булата Окуджавы под гитару. Но главное во вновь открытых экспозиционных залах — конечно, не хлеб, а зрелище.
На выставке представлены произведения авторов, которые работали в самых разных направлениях - от социалистического реализма до модернизма и абстракционизма. На фото: Н.К. Соломин «Слова не сдержала», (1972 – 1980) (слева) и И.Л. Лубенников «Тамара! Подожди!», (1986).
– Всю экспозицию мы поделили на четыре исторических периода, — делится с «ОГ» куратор выставки Ольга Горнунг, — начиная с сороковых годов, когда уже завершилась эпоха формализма в искусстве, и логично заканчивая 1991 годом. Особая гордость — это зал, оформленный в стиле «оттепели» — так широко тот период у нас ещё не освещался. Это работы, показывающие, что художнику впервые за долгое время стал интересен человек как таковой. Но настоящим открытием для екатеринбуржцев всё-таки стали произведения предвоенного и военного времени, поскольку многие из них раньше были доступны лишь в залах Третьяковки.
И именно к этому периоду относится «изюминка» экспозиции — полотно размером 2х3 метра «На пастбище. Стадо» 1938 года Аркадия Пластова, которое долгие десятилетия из-за своего формата не выставлялось и хранилось накатанным на вал, а последний раз экспонировалось 12 лет назад в Китае. Теперь же оно вновь одето в раму и занимает подобающее ему место на стенах музея. Аркадий Пластов, создававший до войны не только масштабные тематические картины, но и небольшие реалистические пейзажи русской природы, необычайно точно сумел рассказать о разрушительной войне, внезапно вторгшейся в мирный пейзаж русской деревни, а затем — выразить и послевоенные чаяния советского народа. Другая известная работа Пластова называется «Колхозный праздник» (1937 год). И на том, и на другом полотне художник изобразил лица своих односельчан.
Досье «ОГ»
Аркадий Пластов (1893 — 1972) — советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий, действительный член Академии художеств СССР. Излюбленная тема полотен — быт деревни. Картина «На пастбище. Стадо» была куплена в рамках планового пополнения коллекции министерством культуры в пятидесятых годах.