Режиссер "Трембиты" Олег Николаевский стал легендой свердловского кино

Самая знаменитая картина Николаевского — «Трембита». Она входит в двадцатку самых «смотрибельных» советских фильмов (более 70 миллионов зрителей). Кадр из фильма.

Самая знаменитая картина Николаевского — «Трембита». Она входит в двадцатку самых «смотрибельных» советских фильмов (более 70 миллионов зрителей). Кадр из фильма.

Готовя раздел «Кино» Книги рекордов Свердловской области, мы были уверены, что победу в большинстве номинаций одержит самый знаменитый свердловский режиссёр — Ярополк Лапшин, автор «Угрюм-реки» и «Приваловских миллионов». Но вдруг выяснилось, что по многим параметрам главный рекордсмен нашей киностудии — Олег Николаевский. Он работал в большем количестве жанров, он снял больше фильмов... Да и самую популярную у зрителей картину — «Трембиту» — срежиссировал тоже он. Между тем об Олеге Павловиче сейчас знают, по большому счёту, только профессионалы. Поэтому — восстанавливаем справедливость.

Досье «ОГ»

Олег Павлович Николаевский — режиссёр, актёр, сценарист.

Родился 16 ноября 1922 года в Екатеринбурге.

На Свердловской киностудии работал больше сорока лет — с 1957 по 1998 год.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).

Скончался 8 марта 1998 года. Похоронен на Широкореченском кладбище.

Областные рекорды Олега Николаевского

•Самый разносторонний режиссёр — снимал во всех жанрах кино (художественное, анимационное, документальное)

• Наибольшее число фильмов — 19

•Наибольшее число художественных фильмов — 16 (делит рекорд с Ярополком Лапшиным)

• Самый популярный фильм — «Трембита» (более 70 миллионов зрителей)

•Самый длинный мультфильм — «Каменный цветок» (23 минуты)

«Я и сам могу себя назначить»

—Неудивительно, что о нём так мало знают. Он был человеком скромным, никогда не делал ничего напоказ, — вспоминает Николаевского Лев Эглит, работавший с 1970 года редактором объединения научно-популярных фильмов Свердловской киностудии, а ныне — заведующий музеем истории киностудии. — Да и к известности он не стремился. Что для него было главным? Чтобы вышла картина. Чтобы люди её увидели. Чтобы их затронуло. А слава Олега никогда не волновала. Поэтому его имя не стало громким, многие его даже не знают. Но знают его фильмы. Он об этом и мечтал...

Родился Олег Николаевский в Екатеринбурге, в 1922 году. После школы ушёл на фронт, а по окончании войны работал начальником клуба воинской части. Демобилизовался только в 1949-м, потом ещё три года работал в Свердловском областном радиокомитете. И только в тридцать лет, уже зрелым человеком, решил поступать во ВГИК.

Он с лёгкостью поступил на режиссёрский — на курс Льва Кулешова (кинорежиссёр, народный артист РСФСР). Там же, во ВГИКе, открылся его актёрский талант. Об этом говорили на курсе все! Ему даже предлагали два диплома защищать — и режиссёрский, и актёрский. «Я подумал: «Ну, зачем мне два? Я как режиссёр и сам могу себя назначить. Там надо было ещё несколько дополнительных экзаменов сдавать. И я отказался», — говорил Николаевский.

Олег Павлович пришёл на Свердловскую киностудию в 1957 году. Тогда там был только один режиссёр художественных фильмов — Ярополк Лапшин. Николаевский поначалу снимал документальные ленты — в основном кинохронику. Ну а потом — первый опыт в художественном кино — «Журавлиная песнь» (1959). И — успех...

—Снимать «Журавлиную песнь» начал Эдуард Пенцлин. Но у него что-то не заладилось. Труппа нервничала, — вспоминает Лев Эглит. — Тогда к съёмкам было решено подключить Николаевского. И как-то сразу всё успокоилось, наладилось. Поэтому в титрах у картины три режиссёра: Николаевский, Пенцлин и Нина Анисимова, балетмейстер. А вообще, картина — эксперимент. Первый в стране фильм-балет (и до сих пор единственный, снятый на Свердловской киностудии). Все балетные сцены снимали на натуре, и нужно было почувствовать, как красиво и органично это сделать.

Несмотря на свои слова, что он как режиссёр сам может себя назначить на главную роль, Олег Николаевский в своих картинах играл только в эпизодах. Например, в фильме «Встретимся у фонтана» (1976) он появляется в кадре в роли директора вагона-ресторана всего два раза. Кадр из фильма.

Чувство музыки

Своим режиссёрским дебютом Николаевский доказал, что музыкальные картины — его конёк. Свердловская киностудия начиналась с музыкального кино — оперетту Имре Кальмана «Сильва» экранизировал Александр Ивановский. Николаевский возрождает эту традицию. Его картина «Мелодии любви» — это экранизация спектакля Свердловского театра музыкальной комедии. Играли, соответственно, актёры театра. В основе ленты опять Имре Кальман — отрывки из оперетт «Сильва», «Герцогиня из Чикаго» и других.

Самую громкую славу Николаевскому принёс тоже музыкальный фильм — «Трембита», снятый в 1968 году по одноимённой оперетте Юрия Милютина. Он вышел на экраны в 1968-м, и только за первый год проката его посмотрели почти 51 миллион зрителей. А к 1976 году эта цифра перевалила за 70 миллионов. Картина стала визитной карточкой Свердловской киностудии. Для неё, по данным «ОГ», это абсолютный рекорд — больше ни один наш фильм не имел такого количества зрителей.

Музыкальные фильмы может снять не всякий режиссёр — для этого нужно чувство звука. У Николаевского оно было. Поэтому именно в этом жанре картин у него больше всего. Но есть и немало других — Николаевский всё время экспериментировал, искал новое. В шестидесятые с успехом шли его приключенческие фильмы — «След в океане», «Суровые километры». Есть у него мелодрамы («Арифметика любви», «Ты помнишь?»), есть комедии («Пора красных яблок», «Встретимся у фонтана»). Он был одним из первых аниматоров Свердловска. В середине семидесятых сделал три мультфильма по сказам Бажова — «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок». Рассказчик — мудрый старичок Слышко — говорит за кадром голосом самого режиссёра.

—Николаевский всегда брался за любую работу, — вспоминает Лев Эглит. — Ведь кинопроизводство — процесс непредсказуемый! То срочно нужно сыграть в массовке, то закадровый текст прочитать... Олег Павлович заменял всех, делал всё, чтобы не сорвались съёмки. Но говорить голосом дедушки Слышко, альтер эго Бажова, он, конечно, сам хотел. Олег был очень коммуникабельным человеком, лёгким. Кино требует дисциплины, и многие режиссёры добивались её так, что стены дрожали. У Николаевского была другая тактика — он создавал на площадке творческую и дружелюбную атмосферу. Люди работали с удовольствием, выкладывались по полной.

Актёров прекрасно понимал, потому что сам был актёром. И всегда проверял, как готовы декорации, как настроен звук. Всё сам, — подчёркивает Эглит.

—Кино, как любовь, проникает в твою душу. Его можно ругать или благословлять, любить или ненавидеть, но так или иначе наша душа, прежде чем уйти в другой мир, будет долго кружить над этим местом«, — говорит Олег Николаевский в кадре документального фильма «Такое разное уральское кино» (1993 ).

Олега Николаевского нет с нами уже пятнадцать лет. Но он жив в кадрах своих удивительных фильмов. И ещё — кто знает? — может, и правда душа режиссёра всё ещё кружит над теми местами, где рождалось его кино.

Комментарий

Маргарита ТОМИЛОВА, звукорежиссёр, работала с Николаевским на трёх картинах:

—Съёмочная группа у Олега Николаевского всегда была очень дружной. Помню, когда снимали «Трембиту», уезжали на два месяца в Закарпатье. Брали с собой жён, детей... Да он и сам возил с собой жену и двух дочек. Съёмки проходили очень хорошо, по-доброму, по-семейному. К нему в съёмочную бригаду стремились попасть все. Николаевский всегда доверял людям — гримёрам, операторам, звукорежиссёрам. А мне работать с ним было одно удовольствие — он знал, как сделать пластику картины музыкальной, и со звукорядом работал виртуозно. При этом чувствовал, как совместить музыку и кино. Был ещё один режиссёр — он предлагал снять «Трембиту» как экранизацию оперетты. А Николаевский увидел, как это сделать кинематографично. Взял драматических артистов — Евгения Весника, Ольгу Аросеву... И получился шедевр.

Областная газета Свердловской области