Алапаевский район мог быть обычной точкой на карте Свердловской области, если бы не село Нижняя Синячиха. Почти полвека здесь функционирует Музей деревянного зодчества, где хранятся экспонаты, не имеющие аналогов в мире. В первую очередь это уникальная коллекция уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта. Она собиралась краеведом Иваном САМОЙЛОВЫМ более тридцати лет и до сих пор продолжает пополняться.
Зарождение росписи
Маляры-красильщики пришли на Урал из Вятской губернии и с реки Кармак, которая находится на границе с Тюменской областью (их так и называли «кармацкие» или «тюменские») — сейчас это Тугулымский район. Об их промысле, получившем широкое распространение, писала местная печать.
Расцвет народной росписи на Среднем Урале пришелся на XIX – начало XX веков. Самый ранний памятник из найденных Иваном Самойловым – прялка из деревни Грязнуха, датированная 1869 годом. Художники оставляли дату работы и свой автограф прямо среди росписи.
– Работа красильщиков хорошо оплачивалась. В 1897-м за роспись избы и белой горницы брали 40 рублей – а корова в то время стоила 15 рублей. Поэтому малоимущие крестьяне просили расписать не сразу всю избу, а только, например, простенки между окнами, – рассказывает главный хранитель музея Анастасия Загайнова.
Домовая роспись отражала единство человека с окружающей природой, радостное оптимистичное мироощущение, народную мечту о красивой райской жизни. Художники любили делать человека героем картинок лубочного содержания, иногда с пояснительными надписями. Писали не только жанровые, бытовые сценки, но и отражали исторические события – например, изобретение паровоза или строительство великой Транссибирской магистрали.
На дрова пустить не дал
В 1946 году Иван Самойлов вернулся в родной Алапаевский район. Герой войны, командир пулеметной роты, орденоносец. Устроился инженером-землеустроителем. Работа была связана с частыми разъездами по деревням. В одной из них в крестьянском доме Самойлов увидел деревянные доски с рисунками, которые уже лежали на поленнице – их хотели пустить на дрова. Это оказался расписной простенок (часть стены между проемами окон или дверей). Иван Данилович выкупил доски. Так началось его увлечение, ставшее в итоге делом всей жизни.
Речь шла в буквальном смысле о спасении настенной росписи как явления. Она в основном находилась в старых избах, а их в то время начали активно распиливать на дрова. Помимо домовой росписи Иван Самойлов привозил в свою небольшую квартиру в Алапаевске найденные в поездках по региону образцы ткацкого мастерства, старинные книги. Когда места в квартире стало не хватать, в дело пошли амбар и другие помещения.
– В первые годы Иван Данилович занимался поиском и приобретением предметов народного искусства стихийно, потом – все более системно. Коллекция уральской народной живописи в основном была сформирована к 70-м годам XX века, но ее пополнение продолжалось и в последующие годы. За 30 лет Иван Самойлов обследовал десять районов Свердловской области, обнаружив настенную роспись в 71 населенном пункте, большинство из них были именно в Алапаевском районе, – говорит Анастасия Загайнова.
Итогом этой работы стало открытие в 1978 году музея по инициативе Ивана Самойлова. Сейчас его коллекция включает в себя без преувеличения монументальные предметы: расписанные сени, интерьеры изб, горницы, стены, простенки, потолки, двери, голбцы (в деревянных избах – конструкция всхода на печь. – Прим. ред.), полати (лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. – Прим. ред.) и многое другое. Музейные объекты в полной мере воссоздают традиционную модель старой русской деревни. Отдельные образцы экспозиции достигают четырех-пяти метров в длину и трех в высоту. Коллекция ежегодно пополняется новыми артефактами.
Есть в музее и поистине уникальные экспонаты, к примеру, крестьянская усадьба XVII века.
– Это самая старая и одна из наиболее интересных построек музея-заповедника. Рядом с избой расположен амбар с навесом и колодец с журавлем. У забора колода для кормления лошадей из ствола огромного дерева в несколько обхватов. По числу годовых колец установлен его возраст – 234 года, – рассказывает директор музея Валентина Ращектаева.
Иван Самойлов скончался в 2008 году. В этом году жители села установят памятник в честь основателя музея.
Дело не забыто
– К сожалению, раньше мы недооценивали наше культурное наследие. Порой из-за невежества уничтожали то, что имело большую архитектурно-художественную ценность. Помимо гражданских построек, пострадало и много культовых. К 1987 году в Алапаевском районе исчезли 57 деревянных церквей и часовен. А ведь уральские мастера-плотники с помощью простого топора достигали уровня высочайшего искусства, создавая строения поразительной красоты. Поэтому у каждого музейного строения своя судьба, своя неповторимая история, – говорит Валентина Ращектаева.
Музей хранит не только старинные постройки. Здесь не забывают также и о народном художественном промысле, фольклоре, различных обрядах. В Нижней Синячихе широко празднуют традиционные русские праздники. Например, в августе жители готовятся с размахом отметить Яблочный Спас. По такому случаю сюда приезжают туристы и жители окрестных деревень – как это было два-три века назад.
– На территории музея развернутся лавки с изделиями местных мастеров рукоделия. На празднике гости смогут отведать блюда традиционной русской кухни. Здесь выступят гармонисты, балалаечники, будут звучать частушки. Дополнят праздничное веселье спортивные соревнования: поднятие двухпудовой гири, русская борьба, городки, лапта, перетягивание каната, – перчислила Валентина Ращектаева.
- Опубликовано в №134 от 29.07.2022