Вчера в Екатеринбурге при поддержке Законодательного собрания Свердловской области состоялся VI Уральский демографический форум. Больше сотни учёных из Екатеринбурга и других городов России, Беларуси и Казахстана искали ответ на вопрос, как нужно строить жизнь общества, чтобы наши регионы и страны не вымерли в ближайшие сто лет.
Принципиальная бездетность
Мало кто из нас всерьёз осознаёт, что тот путь, по которому идут сегодня развитые страны – тупиковый. Общество живёт в своё удовольствие, все поступки и события современников продиктованы лишь этим критерием. Классическая характеристика потребительства. В последние 30 лет такие ценности успели перекочевать и к нам, в Россию, и в другие страны Евразии. Мы же привыкли думать, что всё в Европе – самое передовое, и берём с неё пример без разбора. Да только ни к чему хорошему такое бездумное подражание привести не может.
Феномен «чайлдфри» (буквально – свободный от детей) – это отказ от продолжения рода во имя личной свободы. Эта идеология появилась в России в 1996 году по западному образцу. Неизвестный фотограф
– По официальной статистике, 15 процентов семей развитых европейских стран не имеют детей из принципиальных соображений, – заявил в своём выступлении на форуме доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета имени Ломоносова Владимир Ионцев. – Ещё 50 процентов семей имеют лишь одного ребёнка. Число таких пар с каждым годом увеличивается, и простые арифметические расчёты свидетельствуют: титульные нации стран, вставших на этот путь, вымрут – и не в отдалённом необозримом будущем, а в ближайшие сто лет. Если в семьях нет детей, то и будущего у общества нет.
Трудно быть мамой
Активная пропаганда европейских потребительских ценностей привела к тому, что кризис семьи случился и на постсоветском пространстве – не только в России, но и в странах с восточным менталитетом, где традиционно к детям относятся очень трепетно. Число детей в семьях стало сокращаться и в Киргизии, и в Казахстане, и даже в Таджикистане.
– В последние годы в Свердловской области мы добились значительного повышения рождаемости, средний коэффициент количества детей в семьях вырос с 1,4 до 1,7, – прокомментировал ситуацию министр экономики региона Дмитрий Ноженко. – Больше того, количество рождений превысило число смертей. Этому способствовали государственные меры поддержки семей – и материнский капитал, и строительство новых детских садов, и льготы для многодетных.
– Даже для воспроизводства населения одного-двух детей в семье мало – необходимы трое, – возражает Владимир Ионцев. – Так что тот рост рождаемости, который мы наблюдали, не должен нас обнадёживать. Если мы срочно не пересмотрим ориентиры в обществе, рассуждать о демографии в XXII веке будет здесь просто некому.
К тому же число женщин фертильного возраста – способных родить – на Среднем Урале начало сокращаться. В январе этого года их насчитывалось один миллион 57 тысяч – на 15 тысяч меньше, чем год назад и на 122 тысячи меньше, чем пять лет назад. А если сравнивать с 2002 годом, то тогда женщин, которые могли стать матерями, в регионе было ровно в два раза больше, чем сегодня. Одновременно с этим разваливается институт брака и растёт число одиноких, которые либо вовсе не осмеливаются иметь детей, либо рожают и воспитывают лишь одного ребёнка.
Миллион одиноких
– Сегодня в Свердловской области около миллиона людей живут в одиночку, – говорит председатель форума, член Российской академии наук, директор института экономики Уральского отделения РАН Александр Татаркин. – И в основном, это женщины. В городе мы наблюдаем катастрофическую нехватку мужчин, а в деревне, напротив, дефицит невест. С каждым годом браков становится меньше, а разводов больше. И, увы, растёт число неполноценных семей – речь об однополых парах, не способных иметь детей. Те дети, которых они берут в семью, в последующем оказываются не способны к традиционным семейным отношениям.
Причём, как неделю назад заявил председатель правительства России Дмитрий Медведев на совещании по демографии, Москва с этим комплексом проблем справиться не в силах – задачи сохранения населения должны решать в регионах. Учёные, собравшиеся в Екатеринбурге, впервые в истории чётко определили курс, по которому должна следовать демографическая политика – и он непременно должен отличаться от западного.
– Не на все западные показатели мы должны ориентироваться, – настаивает Владимир Ионцев. – Мы должны брать пример с увеличения продолжительности жизни и снижения младенческой смертности – это бесспорно. Но в остальном страны Евразии, в том числе и Россия, должны пойти своим путём – прежде всего, сохранить институт семьи. Индивидуальные потребности не должны возобладать над коллективными. Главной ценностью для стран Евразии сегодня являются дети, и если мы хотим сохранить наши страны, то так должно оставаться и впредь.
Важно
Учёные за время работы форума составили рекомендации для руководства Свердловской области – что делать, чтобы снизить сокращение численности населения региона. С этими мерами женщины не будут бояться рожать детей, и здоровье нового поколения останется хорошим:
- в связи с проблемой нехватки мест в яслях принять меры по развитию системы ухода и присмотра за детьми до трёх лет;
- финансово поощрять медиков, способствующих повышению рождаемости;
- центры по планированию семьи должны работать на увеличение рождаемости, сохранение семейных отношений и проводить консультации о воспитании детей;
- пропагандировать официальные браки, создавать престиж крепкой, благополучной семьи;
- проработать вопрос о введении в школе курса, аналогичного «этике и психологии семейной жизни» советских времён, готовить юношей и девушек к роли будущих родителей, к необходимости выстраивания отношений в семье;
- оценить работу врачей первичного медицинского звена на участках, где фиксируется рост смертности жителей;
- разработать комплексную программу охраны здоровья граждан с блоками по материнству и детству, по здоровому сердцу и мужскому здоровью.