Штаб, цех или… ресторан?
26 февраля 2015, 15:00
В секретариате умеют на самые обычные вещи взглянуть под необычным углом. Слева направо: Владимир Васильев, Игорь Иванов, Ольга Иванова (однофамильцы), Алевтина Трынова. Фото: Алексей Кунилов.
- «Стакан» (он же колодец) – пространство между текстами и колонкой новостей
- «Досыл» – материал, идущий срочно в номер
- «Хвост» – избыточный объём текста
- «Дыра» – недостаточный объём текста
- «Консерва» – текст «на потом, про запас», который долго не потеряет актуальность
- «Рыба» – заготовка для материала
Мы продолжаем знакомство наших читателей с теми, кто делает «Областную газету».
Всякие аналогии, конечно, хромают, но секретариат в газете часто сравнивают со штабом воинской части. И доля истины в этом сравнении достаточно велика.
Секретариат планирует каждый очередной номер газеты, сюда стекаются все материалы, фотографии, диаграммы. Отсюда в любой момент может поступить приказ поехать туда-то, сфотографировать и написать то-то с волшебными словами «Это досыл!», которые придают некоторое ускорение. Здесь формируется газета. Причём то, что планировалось утром, может измениться к обеду, а к вечеру выстроится уже третий вариант. Таков ритм ежедневной газеты.
Жёсткий макет от «шеф-повара»
Можно привести ещё одно сравнение — скажем, с рестораном, где есть скрытая от посетителя кухня и есть поданное на стол блюдо, которое украсят листочком салата, слегка присыпят укропчиком, подадут к нему поджаренные с чем-то остреньким кусочки хлеба — и совсем другой коленкор! Владимир Васильев, «шеф-повар» всей этой кухни, то бишь ответственный секретарь, дал ещё одно сравнение: здесь сборочный цех, но поскольку производство не серийное, а штучной выделки, каждую деталь надо подправлять, где-то убавить, где-то прибавить, чтобы было не только содержательно, но и красиво. Как конфетка.
Несколько лет назад, когда в газету пришло новое руководство, было принято кардинальное решение — разработать новую модель газеты, притирка к которой, чего скрывать, шла тяжело.
Не вдаваясь в подробности, назовём лишь некоторые параметры. Например, читатель скорее всего не замечает, что все материалы в газете располагаются до сгиба и после сгиба. Для удобства чтения: согнул страницу пополам и не надо ею вертеть взад-вперёд.
А внутри царит жёсткий макет с жёсткими размерами заметок, статей, фотографий, который, как ни странно, даёт большие возможности для творческого самовыражения.
— Я как-то наткнулся в своём архиве на старую газету, где начинал свою трудовую карьеру, и просто в ужас пришёл, — вспоминает Васильев. — Что творили! Дисгастед! (Чудовищно! — очень часто употребляемое Володей английское слово. — авт.). Заголовочные шрифты разного начертания, часто стекаются (стоят рядом).
— Ну ты бы ещё довоенные газеты посмотрел, да и видел же. У каждого времени свой стиль…
— Вот именно! И поэтому моя настольная книга так и называется: «Настольная книга газетного дизайнера», написал которую американец Тим Харроуэр, известный во всём мире специалист. Книжку, кстати, подарил мне он сам, когда я был на стажировке в Америке.
В штаб — с передовой…
В секретариат всегда назначали самых опытных, знающих, авторитетных и универсальных журналистов, чтобы и текст могли поправить, а то и вернуть на доработку (или, страшно вымолвить, отправить в корзину), и заголовок яркий придумать, и фотографии отобрать. Алевтину Трынову сюда перевели из отдела «Земства» с должности заведующей.
— Не скучаешь по перу, Алевтина?
— Скучаю, не буду скрывать. Мы ведь только начали плотно заниматься глубинкой, работой муниципалитетов. Придумали такие рубрики, как «Депутатская среда», «Главы о главном», «Случайный звонок» — такая целина тем открылась, «пахать и пахать». Самое главное, что наш интерес встретил огромный встречный интерес к газете из городов, сёл, деревень области. Письма пошли интересные, звонки. И отдел успешно работает в этом направлении, я за них очень рада.
— Тебе, конечно, говорили, что работа в секретариате не исключает и свободного творчества. Пиши на любые темы…
— Ага, где бы на это время взять. Я за год только один материал написала — про уральских кавээнщиков. И то — когда? Во время отпуска, на пляже, можно сказать.
Ольга Иванова пришла в секретариат тоже из заведующих, руководила отделом «Общество».
— Работой в секретариате, честно сказать, я не занималась никогда. Поэтому после перевода в штаб я даже по-новому взглянула на профессию: мне стало лучше видно, где материал недотянут и как его «облагородить». Коллеги иногда обижаются, но мы в режиме диалога всегда находим решение, хотя установка руководства такая: последнее слово — за секретариатом…
Документы — в номер!
Есть у нашей «ОГ» одна важнейшая задача, выполнение которой лежит полностью на секретариате. Это публикация документов: областных законов, указов губернатора, постановлений правительства, приказов министерств и прочая, прочая. Дело в том, что по Уставу Свердловской области все они вступают в силу только после опубликования в нашем издании, а с недавних пор некоторых документов — и на сайте газеты. И рулит этим потоком в секретариате Игорь Иванов:
— Ты же знаешь, я педант, у меня всё по полочкам разложено: это на сайт, это в газету, это туда и сюда. Но и в этом простом вроде деле случаются форс-мажоры. Вот сегодня умереть не встать нужно срочно опубликовать огромный документ со схемами, картами в цвете, таблицами. Время к четырём, а его ещё везут на дисках. Типография уже вся иззвонилась — сколько будет страниц, им людей надо выводить на смену. Всё понимаю, но пока не увижу эту кипу, я ничего им сказать не могу… Помнится, сотрудники соседнего министерства как-то по нескольку раз на дню спрашивали, не вышло ли постановление, а когда оно всё-таки вышло, обрадовались несказанно: «О, теперь в банк можно идти».
Человек-легенда
Рассказывая о буднях нашего секретариата, нельзя не вспомнить о человеке-легенде «Областной газеты» — Наталье Александровне Скриповой, которая руководила этой службой около двух десятков лет.
Филолог по образованию, она обладает редким чувством слова, газетную полосу видит с ходу, любой материал разберёт на косточки и скажет, как это собрать, чтобы всё стало правильно, логично и интересно.
На Урале школу Скриповой прошли многие журналисты и глубоко благодарны ей за эту науку. А нам, кому довелось с ней трудиться, она оставила несколько афоризмов и они до сих пор в ходу:
- Работаем, не приходя в сознание!
- Я здесь что, граммофонной пластинкой работаю?
- А на полосу я что поставлю? Свой портрет?
- Сокращайте текст. Полоса не резиновая!
- Опять учёность свою хочут показать…