Скинься, народ, на армию
14 мая 2014, 06:36
Солдаты украинской армии сегодня получают мизерное жалованье, а вот добровольцам «территориальных батальонов» украинские олигархи обещают по 10 тысяч долларов за каждого убитого «москаля». Фото: интернет-источники
Среди моих знакомых отставных офицеров, проживающих сегодня в Свердловской области, немало тех, кто перед увольнением в запас служил на Украине и покинул армейский строй в начале 1990-х годов. При разделе бывшей Советской армии им предлагали продолжать службу в своих частях, ставших частями армии украинской, но только после прохождения переаттестации и принятия украинской присяги. Большинство офицеров, в том числе коренных жителей Украины, предпочли остаться верными единожды данной воинской клятве. К тому же, как рассказывал мне капитан Алексей Садовничий, при переаттестовании начальник политотдела их дивизии, только что назначенный не из кадровых военных, а из бывших гражданских «диссидентов» украинских националистов, задавал обескураживающий вопрос: «Готов ли ты по приказу командования стрелять в москалей?».
Я послал этого «комиссара» по адресу, который и по-русски, и по-украински звучит одинаково, признался офицер. И предпочёл уйти с майорской должности в армии Украины на должность старшего лейтенанта, но в Российских Вооружённых Силах.
После увольнения в запас капитан Садовничий остался жить в России и нисколько не жалеет, что в своё время отказался от карьеры в украинском войске. Чтобы узнать, что представляет собой сегодня эта армия, достаточно заглянуть на официальный сайт министерства обороны Украины www.mil.gov.ua. На главной странице баннер, собирающий пожертвования на войско по пять гривен за СМС. Для состоятельных жертвователей спецбаннер с указанием банковских реквизитов военного ведомства и уведомлением о готовности принимать доллары и евро.
Между тем в 1992 году при дележе наследства бывшего СССР Киеву досталась значительная часть армейского пирога: три военных округа, которые располагали военными городками с жилыми домами, общежитиями и казармами для размещения почти 800 тысяч солдат и офицеров, парками боевых машин с более чем 1500 единицами бронетехники, сотнями установок залпового огня «Град» и «Смерч», огромным количеством артиллерийских и миномётных систем. А ещё три воздушные армии ВВС с десятками военных аэродромов с 1100 боевыми и военно-транспортными самолётами, и отдельная армия ПВО с сотней огневых позиций зенитно-ракетных комплексов.
За 23 года половина всего этого добра была распродана и разворована, но к 2013 году в украинской армии ещё оставались 2300 танков, 3700 боевых машин пехоты и бронетранспортёров, около трёх тысяч артиллерийских систем. ВВС Украины имели около 500 боевых самолётов, войска ПВО 36 ЗРК разных типов. Численность личного состава войск сократилась с 780 тысяч человек до 150 тысяч.
На протяжении последних двух десятилетий основной проблемой украинской армии оставался низкий уровень денежного довольствия офицеров и контрактников, нехватка обмундирования и современного снаряжения для солдат срочной службы. В прессе приводились сравнительные цифры: в 2013 году украинские командиры взводов и рот получали 375400 долларов в месяц, тогда как их коллеги в латвийской армии 800900, а в российской более 1000 долларов.
При этом, как признал в прошлом году министр обороны Украины, денег, выделяемых из бюджета его ведомству, хватало только на то, чтобы накормить, одеть и обуть солдат и выдать зарплату офицерам. На боевую подготовку, закупку вооружения средства не выделялись. Не удивительно, что как рассказывал бывший начальник разведки Южного оперативного командования украинской армии Павел Шнырёв, с 1991 года Украина смогла сформировать лишь одно боеспособное соединение: «миротворческую» бригаду для отправки в Ирак. Да и в ней укомплектовать бронетехникой смогли только один батальон, солдат остальных подразделений посадили на обычные грузовики.
Ведь срок годности боевой техники, доставшейся Украине от СССР, или уже истёк, или истекает в ближайшие несколько лет. Из-за этого на прошлогодних учениях, например, произошло несколько самопроизвольных подрывов зенитных ракет ПВО сразу после пуска. Технику надо обновлять, но несмотря на то, что Украине достался мощный оборонно-промышленный комплекс, замена и модернизация многих видов оружия невозможны без участия предприятий России. К примеру, основу украинской ПВО составляют ЗРК «Бук», а современные ракеты для них производятся в Екатеринбурге на заводе имени Калинина.
К тому же модернизация армии требует больших финансовых затрат, которые не по силам бюджету страны, приведённой своими правителями к банкротству. Дружественному, союзному государству Россия могла бы помочь, но на протяжении всех 23 лет независимости Украина упорно отказывалась участвовать в любых союзах с нами, твердя о своём стремлении в Европу, а при президенте Викторе Ющенко ещё и активно запросившись в НАТО. Понятно, что помогать вооружению столь враждебно настроенного соседа России нет никакого резона.
На пожертвования граждан (по пять гривен за СМС) современную армию не построить, а после того, как нынешние правители отправили солдат в «боевой поход» на усмирение собственного народа, недовольного политикой Киева, и на этот источник финансирования надеяться им приходится всё меньше. Что же касается олигархов, то здесь показателен пример губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, который предпочёл свои деньги не отправлять на спецсчёт минобороны, а сформировать и вооружить на них собственный «территориальный батальон».
Впрочем, и на такие батальоны у нынешних правителей Киева надежды уже мало. Как сообщил журнал «Шпигель», Федеральная разведка Германии подтвердила, что к усмирению народных выступлений на Юго-Востоке Украины власти привлекли 400 наёмников из американского охранного предприятия «Академи». Солдаты этой частной армии обходятся нанимателям очень дорого, зато прославились своей отменной жестокостью при подавлении мятежей в Ираке и Афганистане.