Без наблюдателей выборы могут быть признаны нелегитимными
23 августа 2013, 21:00
Участники «круглого стола» (слева направо): Виктор Шептий, Валерий Чайников, Виктория Лашко. Фото Станислава Савина.
В дискуссии приняли участие, представители областной и территориальных избирательных комиссий, руководители региональных отделений парламентских партий, члены общественных организаций. Предлагаем читателям стенограмму прошедшего мероприятия.
Валерий Чайников, председатель Избирательной комиссии Свердловской области:
Как организаторы выборов, мы уверены, что они пройдут честно, в соответствии с законом и присутствие или не присутствие наблюдателей на участке не будет определяющим. Хотя, конечно, оно влияет на признание обществом честности и легитимности выборов.
Стать наблюдателем может любой гражданин, желающий участвовать в этом процессе. Я не говорю о какой-то материальной заинтересованности, я говорю лишь о гражданской позиции конкретного гражданина. Избирательная комиссия не считает наблюдателя каким-то чуждым элементом, поскольку все мы нацелены на одно на проведение честных выборов. Мы неоднократно встречались с Антоном Евгеньевичем Мануйловым, возглавляющим корпус «За честные выборы», который готовит тех энтузиастов, людей неравнодушных, студенто-юристов, понимающих, что такое выборы, знают законодательство, понимают алгоритм действий Избирательной комиссии. Главное, что эти люди не ангажированы.
Вадим Дубичев, заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области:
Само по себе присутствие наблюдателей на избирательных участках действительно мало чего добавляет с точки зрения легитимности и честности выборов. Вся система избирательных комиссий, участие партий, явка избирателей и интерес вот что обеспечивает легитимность. Присутствие наблюдателей это субъективный фактор, который сказывается на общественном мнении, и психологический фактор. Чем больше наблюдателей, тем больше уверенности в обществе, что выборы действительно честные. Очень важно, чтобы 8 сентября наблюдатели на избирательных участках присутствовали. В очередной раз, как всегда это бывает в городе Екатеринбурге, местное сообщество стоит перед очень серьёзным выбором: будет ли сформирована эффективная власть, или город будет захвачен организованной преступностью. Мы ведь помним
Виктор Шептий, заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области, руководитель свердловского регионального отделения политической партии «Единая Россия»:
Бывают наблюдатели разного вида. Есть те, которые назначаются партиями, которые участвуют в выборах. Мы, например, хотим направить своих наблюдателей на все избирательные участки, их в области на выборах 8 сентября будет 565. Но наблюдатель должен знать, что он там должен делать, уметь правильно реагировать на нарушения, которые возникают. Политическая партия в первую очередь смотрит, как ведут себя оппоненты. Конечно, должно быть и знание избирательного законодательства, и умение составлять соответствующие протоколы. Партия должна учить своих наблюдателей всему этому. Есть общественная организация наблюдателей, которые не имеют политической окраски. Хорошо, что её организовали юристы. Потому что наблюдатели должны знать законодательство. Есть ещё международные наблюдатели я сам был несколько раз в таком качестве. Мне довелось наблюдать за выборами президента Украины, парламента Киргизии. В Киргизии, например, даже палец красят светящейся краской всем, кто пришел, а результаты выборов были отменены именно потому, что общество не поверило, что выборы прошли чисто. Так что роль наблюдателей очень велика для стабильности в обществе.
Константин Субботин, координатор Свердловского регионального отделения ЛДПР, депутат Государственной Думы РФ:
У нашей партии богатый опыт подготовки наблюдателей, мы уделяем пристальное внимание каждому из них. Я и сам был и наблюдателем, и членом избирательной комиссии как с правом совещательного голоса, так и с правом решающего голоса. Не буду скрывать, чаще всего в участковых комиссиях наблюдателей от некоторых партии просто «приколачивают» к определённому месту, чтобы он не мог всё досконально проверить. Доходит до абсурдных ситуаций, когда наблюдатель видит нарушение, пытается этому придать правовой статус, но редко из этого что выходит. Я сам попадал в ситуации, когда хотел заявить о нарушении, которое заметил, а председатель комиссии очень вежливо мне отказал: «Константин, помолчите. Вы наблюдатель, вам слово никто не давал. Если ещё что-то заметите, мы с милицией вас выведем». Поэтому мы стремимся своих представителей в члены участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса продвигать. У них больше прав и возможностей влиять на ход выборов. Но и от наблюдателей не отказываемся вдвоём в любом случае лучше. Стараемся подбирать грамотных людей, ведь избирательное право каждый наблюдатель должен знать наизусть.
Виктория Лашко, председатель Кировской районной территориальной избирательной комиссии Екатеринбурга:
Поскольку тут присутствуют руководители парламентских партий, хочу обратить их внимание, что среди наблюдателей, которых они направляют на избирательные участки, не должно быть граждан моложе 18 лет. Прошу также обратить внимание на состояние здоровья и возраст наблюдателей, потому что им предстоит трудная работа. С КОИБами, как я понимаю, пока ещё не решён вопрос, хотя это было бы большое подспорье. Но мы настраиваем нашу комиссию на ручной подсчёт голосов. Это очень тяжёлый труд. Это нахождение на избирательном участке более четырнадцати часов. Нужно настраиваться на сутки. Поэтому нужно, чтобы и по возрасту, и по состоянию здоровья люди по этим параметрам подходили. Надо тут ещё понимать, что когда начинается подсчёт голосов, помещение закрывается, выйти раньше можно, а вот зайти уже нет. Чтобы это тоже было понятно и вашим членам комиссии с правом совещательного голоса, и наблюдателям.
Константин Субботин:
Главное, чтобы участки в 20.00 закрывались.
Виктория Лашко:
В прошлом году была одна жалоба, что в 20.05 уже был закрыт участок. Потому что дана команда, и уже голосуют только те, кто находится в помещении. Порой штабы наших кандидатов берут нормативные документы прошедших федеральных и региональных выборов и вкладывают в руки своих наблюдателей, не учитывая того, что эти выборы у нас уже местные и по многим параметрам отличаются, и процедура иная. Это мы уже сейчас чувствуем на этапе выдачи открепительных удостоверений. Я согласна, что наблюдатели должны готовиться, и в большей своей массе они готовятся. Мы контактируем со всеми штабами районными партий именно в день голосования. Есть наблюдатели, которые идут уже с заранее заготовленными списками типичных нарушений избирательной кампании. Я не против этого. Наблюдатели вправе подсказать председателю, где и в какой момент нарушается процедура, и заявлением потребовать, чтобы это было устранено.
Дмитрий Шадрин, руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области:
Меня напугал Вадим Рудольфович, даже не знаю, что делать. Я-то думал, тринадцать лет жуткого труда на галерах привели к тому, что у нас с организованной преступностью вопрос решён, а как до выборов дошло, так у нас преступность вылезла из своих нор и щелей и попёрла во власть. У меня это вызывает изумление. Оказывается, я больший патриот, чем заместитель руководителя администрации губернатора...
Вадим Дубичев:
Но меньший реалист, видимо.
Дмитрий Шадрин:
Может быть. Идеалист скорее. Вопрос по наблюдателям очень интересный. Вот существует определенная государственная структура, которая занимается выборами. И в выборах есть профессиональные участники, это, естественно, партии. Но у нас в стране очень забавная вещь, у нас, слава Богу, ещё непрофессионально не пытаются вмешиваться в медицину, но в такую отрасль деятельности, как политика, так же, как и футбол, лезут все. Мы профессиональные участники. И нам наблюдатели, в идеале, не нужны. Потому что у нас закон предусматривает другую форму контроля за избирательными комиссиями всех уровней. У нас есть члены комиссии с правом совещательного голоса, у которых больше полномочий, чем у наблюдателей. Другая проблема, что искусственно ограничено количество этих членов. Нам бы поменять закон и сделать так, чтобы партии могли до трёх членов в каждую комиссию отправлять. И тогда наблюдателей от партии можно убрать. А легитимность и честность выборов определяются во время всего процесса выборов, и даже до этого и после. Сейчас идёт избирательная кампания, мы даже здесь уже успели поспорить по поводу плакатов на здании УрГУ, где руководство университета упорно не даёт другим партиям вывешивать свои плакаты, хотя это является нашим правом. И ухода представителей той или иной партии от дебатов категорически не должно быть. С нашей точки зрения, проблема легитимности выборов 2011 года заключалась не в территориальных участковых комиссиях. Сколько раз комиссия возвращает протоколы в нижестоящую комиссию? Примерно с каждой третьей комиссии они едут назад и что-то там переделывают, потому что не идут контрольные сочетания. В этот момент наблюдателей уже нет. И в этом случае может вмешаться только член комиссии с правом совещательного и постоянного голоса. А наблюдатели приходят как члены гражданского общества. И надо в законодательство внести изменения, потому что когда существует какая-то организация, которая учит их, ради Бога. А вот когда возникает организация, которая пытается в процесс выборов войти, это недопустимо. В результате мой вывод таков: для того, чтобы они правильно исполняли свою функцию, у нас должно быть предельно либерализировано законодательство в этом отношении. Приходит человек в комиссию, говорит хочу наблюдать, он показывает паспорт гражданина РФ, и больше ничего. Он садится и наблюдает. Это всё, что должно быть. А с партиями, мы попадаем в интересную ситуацию, у нас сегодня 565 избирательных комиссий, я думаю, что 450 из их председателей выдвиженцы от «Единой России».
Виктория Лашко:
По Кировскому району из 85 председателей от «Единой России» 23, а от КПРФ 11 председателей. А в прошлом году от «Единой России» было ещё меньше.
Дмитрий Шадрин:
По Екатеринбургу, к счастью, особых скандалов с наблюдателями не было. Но у нас есть истории, когда действительно наблюдателей не допускают до реального исполнения их обязанностей. Вот наблюдатель имеет право следить за подсчётом голосов. Что делают избирательные комиссии они окружают стол и не дают наблюдать. Ни одному председателю избирательной комиссии не приходит в голову оставить свободной одну сторону для того, чтобы наблюдатели могли смотреть. То, что их не выпускают за определённую территорию, это правда. Причём сейчас это делается в рамках так называемой «культуры поведения». Кто придумал этот термин? Наблюдение может быть только в рамках закона, какая там культура, мне непонятно. И самое главное наблюдателей нет в ТИКах. То есть гражданское общество допускается в участковые комиссии, но не понимает, что происходит в вышестоящих избирательных комиссиях. Что касается Екатеринбурга, проблемы существуют только на временных избирательных участках. На прошлых выборах главная проблема была с торговыми центрами, куда шёл, по нашему мнению, бесконечный подвоз избирателей. Кстати, в подвозе мы никогда не упрекали «Единую Россию», у нас было подозрение, что подвоз организован другой, отсутствующей здесь парламентской партией...
Антон Майнулов, координатор Корпуса наблюдателей «За чистые выборы»:
Наша организация даёт возможность политически активной молодёжи принять участие в избирательном процессе. Соглашусь с тем, что юридически у члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса возможностей больше, чем у наблюдателя. Но мы решаем ещё одну задачу повышения электоральной активности. Законодательство наше не идеально. В Ярославской области, например, где так же работает наш корпус, наблюдатели могут идти от общественных организаций, направления от политический партий и кандидатов не требуются. Это и плюс/ и минус. Плюс в том, что наблюдатели независимы от конкретных политических сил. Наша организация была создана после выборов в Государственную Думу, когда выборы получили неоднозначную оценку общества, а в марте 2012 года мы уже приняли участие как самостоятельные участники избирательного процесса. Тогда мы пошли наблюдателями от Владимира Путина. 15 мая 2013 года наша организация юридически зарегистрировалась, и сейчас мы независимое общественное движение.
Мы активно формируем штат наблюдателей. Набрано 237 человек, к первому сентября мы планируем добрать до 450 человек. У нас запланировано обучение. И в этом нам большую поддержку оказывает Избирательная комиссия Свердловской области. 28 августа состоится рабочая встреча с координаторами. Над каждым наблюдателем стоит координатор, который оказывает организационную помощь. Также будет создан ситуационный центр. Он разместится на базе уральской юридической академии, туда будет стекаться вся информация о ходе голосования, будет составляться единый отчёт, который будет направлен в областную Избирательную комиссию и тем политическим силам, от которых мы были выдвинуты. Как организация не политическая мы приняли решение, что пойдём минимум от трёх разных политических партий.
Виктория Лашко:
По протоколам, которые возвращаются. Территориальные избирательные комиссии, получая протоколы результатов голосования со всех участковых комиссий, проверяют правильность заполнения и буквально арифметические и грамматические ошибки, контрольное соотношение. И тот протокол, который был составлен неверно, остается в территориальной комиссии, а участковая комиссия возвращается в своё помещение, оповещает всех лиц, кто присутствовал при составлении первого протокола, и проводит необходимые действия: либо пересчитывает, либо переписывает. Потому что протокол заполняется только ручным способом, и иногда происходят обыкновенные технические ошибки. И при этом присутствуют каждый наблюдатель, каждый член комиссии с правом совещательного голоса. Когда к нам приходит протокол с пометкой «повторный», мы в обязательном порядке проверяем, присутствовали ли при этом наблюдатели или члены комисси, по тем же самым телефонам звоним, людей даже с кровати поднимаем ночью, спрашиваем.
Валерий Чайников:
У нас избирательное законодательство настолько уже либерализировано, что исходить из того, что каждая партия, которая имеет члена избиркома с правом совещательного голоса, да ещё и направить наблюдателя может, который изначально сомневается в работе участковой комиссии, то не получится ли у нас так, что сам избиратель окажется лишним на избирательном участке? Все мы понимаем, что дополнительные 46 человек, находящиеся на избирательном участке, создадут хаос, и организовать работу, не определяя место для наблюдателя, как вы тут предлагаете, очень сложно. Плюс фото- и видеосъёмка разрешены, уточнён только порядок её ведения. А ещё масса приходит людей, которые представляются наблюдателями, с лейблами СМИ и редакционными заданиями.
Мы неоднократно обращались к партиям, проводили четыре семинара с их лидерами, у которых просили представлять желающих быть членами участковых избирательных комиссий на ближайшие пять лет. И у нас были большие проблемы при формировании комиссий, в том числе от партий. Что касается временных участков, то в этом году в Екатеринбурге их 24. 22 в больницах и два в следственных изоляторах. На нашем сайте есть полная информация. Ни в каких торговых центрах временных участков не будет.
И от учёбы наблюдателей мы не отказываемся. В Екатеринбурге 100 процентов, а это порядка 7000 членов избирательных комиссий, будут подключены к занятиям по ответственности наблюдателей, приходят практические работники, члены государственного следственного управления, прокуратура области, доводят возможные последствия до членов участковой комиссии.