Импорт заменим

11 июля 2014, 12:08
Собранная в России из российских комплектующих иномарка — это уже продукт отечественного производителя. Фото Алексея Кунилова.

Собранная в России из российских комплектующих иномарка — это уже продукт отечественного производителя. Фото Алексея Кунилова.

Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, выступивший модератором «круглого стола» по теме «Импортозамещение: новые возможности для российской экономики», который прошёл вчера на Иннопроме, упомянул вскользь, что недавно побывал на одном из заводов в Липецке, где узнал, что для производимых там стиральных машин предприятие закупает шурупы в Китае. Потому что в России эти шурупы никто не производит.

О том, что отечественные производители гвоздей не выдерживают конкуренции с китайскими, известно всем. Это не значит, что у нас не умеют их делать: если государство установит запретительную пошлину на ввоз метизов, полагают участники дискуссии, уже на следующий день уральские заводы обеспечат потребности всей России в гвоздях и шурупах. Но принятие таких протекционистских мер в условиях, когда наша страна прочно вписалась в мировой рынок, просто невозможно.

Конечно, речь за круглым столом шла о сферах гораздо более высоких технологий. Например, генеральный директор компании «Росвертол» поведал о реализуемой программе импортозамещения, которая позволит его предприятию уже до конца года оснащать производимые вертолёты отечественными двигателями. Ведь до сих пор на все российские винтокрылые машины устанавливались двигатели запорожской фирмы «Мотор-Сичь». Руководитель «Росвертола» подчеркнул, что разрывать в одностороннем порядке контракты с запорожцами его компания не намерена, но ведь уже было официальное заявление президента Украины о запрете на поставки в Россию продукции военного назначения.

Заместитель гендиректора Уралвагонзавода Борис Лацебник рассказал, что его предприятию прекращение поставок украинских комплектующих для танков большой угрозы не представляет — таких деталей немного, и их поставку готовы хоть завтра обеспечить многие российские производители.

Впрочем, речь сегодня приходится вести и о продукции сугубо мирной. Украинские заводы, до сих пор продававшие нам свою продукцию, добьёт проводимая Киевом политика. Да и к экономическим санкциям, которыми Запад грозит России, нам надо быть готовыми. Кстати, УВЗ уже к этому готов. Например, здесь сумели спроектировать и освоить в производстве инновационный трамвай, собранный из сделанных только в России комплектующих.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Салтаев, генеральный директор компании «Уральские локомотивы»:

— Наше среднее по масштабам предприятие, на котором сегодня работают 3 700 человек, создало первый, собранный на 60 процентов из российских компонентов, электропоезд «Ласточка», для которого даже дизайн разработали молодые ребята из Миасса. Тем не менее речь идёт о совместном с германской фирмой «Сименс» продукте…

И всё же большинство участников дискуссии призывали аккуратнее обращаться с понятием «импортозамещение». Президент американской Торговой палаты в России Алекс Родзянко заметил, что надо определиться и с термином «отечественный производитель». По его мнению, работающие на территории РФ заводы «Филипс», «Сименс» или «Фольксваген», — это тоже российские производители. Сегодня в России одних американских компаний зарегистрировано более 600, а рынок нашей страны столь велик, что безболезненно для мировой экономики закрыть его какими-то санкциями просто невозможно, признал Алекс Родзянко. В то же время, уверен он, сосредоточить в одном государстве «производство всего на свете» нельзя.

А по словам представителя фирмы «Сименс» Виктора Беспалова, нельзя допустить, что-бы импортозамещение убило конкуренцию, и забывать об экономической целесообразности при развитии собственных производств. Впрочем, об этом говорили и российские участники дискуссии.