«Здоровье ребёнка — как хрупкая хрустальная ваза»

Татьяна Бочкарёва выросла в многодетной семье:  отсюда и интерес к педиатрии, и любовь к совместным вылазкам на природу. Фото: Елена Бочкарёва

Татьяна Бочкарёва выросла в многодетной семье: отсюда и интерес к педиатрии, и любовь к совместным вылазкам на природу. Фото: Елена Бочкарёва

В начале марта 11 врачей и одна семейная династия получили региональную премию «Профессия врач: от сердца к сердцу». Награда учреждена Медицинской палатой Свердловской области и вручается врачам-практикам, которые внесли весомый вклад в развитие медицины на Урале и вернули здоровье сотням пациентов. Мы продолжаем серию интервью с лауреатами конкурса. Сегодняшний герой — участковый врач-педиатр Артинской Центральной районной больницы Татьяна Бочкарёва. За здоровьем юных земляков она следит уже 23 года.

Досье «ОГ»

Татьяна Бочкарёва родилась в 1966 году в поселке Арти. После окончания средней школы в 1984 году поступила на педиатрический факультет Свердловского мединститута. С 1992 года работает участковым врачом-педиатром в Артинской центральной районной больнице.

К дому, где росла наша героиня, «скорая» подъезжала регулярно. Машина забирала на дежурства старшую сестру, работавшую медсестрой хирургического отделения. Татьяна и сама приходила в больницу «на экскурсии»: было интересно.

— Во время учёбы сестра отрабатывала на мне повязки, — вспоминает Татьяна. — Я тоже научилась мастерски бинтовать: на все школьные зарницы приходила с медицинской сумкой. А ещё помню, как тётя, фельдшер по специальности, приезжала к нам в гости… с аппаратом для измерения давления. И всем хотелось опробовать это «чудо техники»: такой прибор был ещё редкостью.

Нашёлся и кинопример для подражания. В восьмом классе Татьяну поразила героиня многосерийного фильма «Открытая книга». Ученый-микробиолог в исполнении Ии Савиной получил впервые в СССР образцы пенициллина и пытается наладить массовое производство антибиотика. После просмотра последней, девятой серии девушка точно определилась с выбором профессии.

— Таким и должен быть педиатр — мудрым, душевным и убедительным. Здоровье ребёнка — как хрупкая хрустальная ваза, и лишних знаний не бывает. Поэтому всегда говорю молодым мамочкам: сомневаетесь — лучше проконсультируйтесь с врачом, не надо самолечения. В первые годы моей работы шокировал случай, когда в больницу привезли умирающего грудного ребёнка. Две недели покашливал и температурил, и внезапно стало плохо. Оказалось — пневмония. Спасти ребенка уже не удалось.

— Оцените состояние здоровья современных детей. Есть какие-то тенденции?

— Двадцать лет назад школьники приходили с гастропатологиями. Когда ввели обязательное горячее питание в школах, проблема начала исчезать. Теперь на первом месте — проблемы неврологического и психологического плана. Современным родителям некогда заниматься ребёнком. Дома есть телевизор, планшет и компьютер, а живого общения, внимания не хватает. В итоге дети хорошо общаются в Интернете, но на реальный контакт со сверстниками идут плохо. Отсюда и проблемы: раздражительность, задержки речевого развития, двигательные нарушения. Двигаются дети меньше, и белков в домашнем питании не хватает: вместо натурального мяса и молока — полуфабрикаты и «долгоиграющий» йогурт.

— Что изменилось в материально-техническом обеспечении больницы за время вашей работы?

— У нас есть всё, что нужно районной больнице для полноценной медпомощи. Помню, раньше были одни механические весы на всю консультацию. Сейчас в каждом кабинете есть электронные — и для малышей, и для ребят постарше. Улучшилась лечебно-диагностическая база: есть аппарат УЗИ, цифровой флюорограф. Есть выездная машина: посёлок протяжённый по длине, и пешком передвигаться затруднительно. Ремонты в больнице делают по мере необходимости, в кабинеты приятно заходить и работникам, и пациентам. Сейчас разговариваю с вами по телефону из кабинета здоровья ребёнка — его не так давно обустроили и уютно оформили. Мамам можно и отдохнуть, и малышей покормить.

— А что с кадрами?

— Раньше педиатров было маловато, теперь кадровый вопрос вообще не стоит. За последние годы штат вырос на четыре молодых врача-педиатра, очень грамотных специалиста. Все наши, артинские, учились по целевому направлению. Молодёжь идёт в больницу охотно, тем более что есть материальная помощь со стороны государства. Да и на зарплаты не жалуемся: для сельской местности это неплохие суммы. Обзаводятся постепенно жильём и остаются трудиться в посёлке. В терапевтах, хирургах, реаниматологах-анестезиологах тоже недостатка нет. И практически все врачи — местные.

— Сколько юных пациентов принимаете в день?

— В среднем на приём приходят 20–30 человек, но бывает и до 60 пациентов. Приезжают и из других населённых пунктов. Детей принимают хирург, окулист, детский невролог. Каждый четверг в больнице — «выездной день»: специалисты выезжают в сёла округа. Так что «безнадзорным» никто не остаётся.

— Сейчас много говорят об институте семейных врачей. Может ли врач общей практики заменить участкового педиатра?

— Семейный доктор — неплохой вариант для сельской местности. Самые отдалённые деревни — в 60 километрах от райцентра. Не каждый специально поедет на приём, если что-то беспокоит, особенно пенсионеры. А врач общей практики осмотрит пациента и уже решит — сможет ли помочь сам или лучше отправить к «узкому» специалисту. Но опыта у такого врача, конечно, меньше, чем у узкоспециализированного доктора. К тому же, если речь идёт о детских болезнях. Терапевту, например, сложно стать хорошим педиатром.

— Как профессия помогала вам в воспитании собственных детей?

— Никогда не позволяла детям расслабляться и не писала справки для освобождения от физкультуры. Меня не обманешь, что болеешь и не можешь идти в школу (смеётся). А если дочери действительно простужались, старалась сочетать лечение со вспомогательными народными методами. Вообще в моей профессии непросто искать баланс между рабочим и личным: я всегда много времени проводила в больнице и на вызовах. Но дочери на моём примере учились ответственно относиться к учёбе и работе. Рада, что они не пошли по моим стопам, хотя своей работой горжусь. Идёшь с работы и прокручиваешь в голове прошедший день: всё ли правильно сделала, нужные ли подобрала слова для родителей, даже если полностью уверена в себе. Но если бы мне пришлось выбирать, снова стала бы педиатром.

P.S. Интервью с обладателями премии читайте в номерах «ОГ» за 12 марта14 марта19 марта27 марта и 31 марта.

Сюжет

«Профессия врач: от сердца к сердцу» - 2015
3 марта 2015 года 11 уральским медикам и одной династии врачей впервые была присуждена региональная награда «Профессия врач: от сердца к сердцу». Премия вручается за высокий профессионализм, преданность профессии и работу в экстремальных условиях. «ОГ» расскажет обо всех медиках, что попали в число лучших.

Областная газета Свердловской области