… Когда Фёдор входит в очередной шторм, никто не может дать гарантии, что он и его лодка выдержат это испытание. Мы уже писали про возможность спасения «Акроса» и о том, что помощь будет идти неделю. Да, к такому путешествию можно подготовиться технически, отчасти физически, но вот морально…
– Фёдор готов, что может не вернуться из этого плавания, – говорит его сын и начальник экспедиционного штаба Оскар Конюхов.
– И вы с ним об этом говорили?
– Конечно. Когда идёшь на Эверест, когда летишь вокруг света на воздушном шаре, когда идёшь на вёсельной лодке к мысу Горн, ты готов, что не вернёшься. Если нет – то не надо туда идти, потому что тогда ты точно не вернёшься. Я думаю, мало кто ,занимаясь такими проектами, на 100 процентов уверен в успехе. Да и людей, которые выбирают этот путь, крайне мало. На Эверест поднялись 5 тысяч человек. А что такое 5 тысяч? Одна деревня, в масштабах планеты – мизерная цифра. Переходы через океан – это и вовсе единицы.
За то время, пока мы рассказывали об этом путешествии Фёдора Конюхова, многие читатели спрашивали – «Зачем Фёдору так рисковать жизнью, во имя чего?» Думаем, лучше него самого на этот вопрос не ответит никто. Фёдор опубликовал рассуждение об этом в своих дневниках на 138-й день перехода.
«Зачем нужны путешествия в ХХI веке? Кому это нужно? Мне часто задают такой вопрос. Если так рассуждать, возникает вопрос — зачем в ХХI веке писать стихи? За всю историю человечества были написаны миллионы стихов, но каждый день рождаются новые стихотворения и поэмы. Так люди выражают себя, свои чувства к этому миру, к Богу, к любимым. Ко всему, что волнует человека.
Зачем писать картины? Тысячи картин написаны! Но это не значит, что мы должны сложить руки, ведь мы смотрим на мир уже другими глазами. То же самое и в путешествиях. Даже если мы изучим все уголки нашей планеты, мы никогда не сможем изучить себя, человек всегда будет познавать себя и выражать свои чувства через искусство, науку, путешествия, исследования, музыку. Господь создал Гималаи, океаны, пустыни, озёра и реки. Кто-то путешествует семьёй на автомобиле через всю страну, кто-то идёт к Южному полюсу на лыжах, кто-то сплавляется по рекам — это всё пути познания».
Хоть Фёдор и легко уравнивает путешествие на автомобиле с походом на лыжах к Южному полюсу, нам ясно, что это уникальный человек – бесстрашный, феноменальной выносливости и духовной силы. Удивительно осознавать, что мы живём в одно время, не говоря уже о гордости, которую испытываешь за то, что Фёдор – наш соотечественник.
– В 1991 году я полетел в Австралию встречать Фёдора после его первой кругосветки, – вспоминает Оскар Конюхов. – Я увидел, как встречали его в Австралии наши – русские. Тогда СССР уже практически распался, и Фёдор стал для них первым вестником новой России. Это был прорыв, потому что это была волна новых русских, которые приехали в Австралию не в поисках лучшей жизни, а просто потому что Сидней – удобная точка старта для для кругосветного путешествия. И местные это оценили, они говорили: побольше бы нам таких проектов.
Вообще, я хочу сказать, что Южное полушарие более восприимчиво к такого рода событиям. В Европе, к примеру, всё иначе – во Франции, Германии тебя постоянно спрашивают, зачем такие путешествия вообще нужны, сколько это стоит, целесообразно ли… Это люди, задавленные налогами и прочими проблемами современного человека. Австралийцы, новозеландцы в этом плане ещё немного расслаблены, они с природой в очень тесном контакте. И когда кто-то пригребает на вёсельной лодке из океана – они с восхищением приходят посмотреть на человека, который на такие вещи способен.
В московском офисе Оскара Конюхова на стене висит диплом от Международной федерации аэронавтики, где указано, что Фёдор Конюхов установил мировой рекорд кругосветного полёта.
– Тогда Фёдор на воздушном шаре приземлился на фермерском поле в австралийском городке Макинбудин – на границе с пустыней, – рассказывает Оскар. – Хозяин фермы нисколько не напрягся, что его потревожили, даже помогал тормознуть воздушный шар. А мы вспахали ему пол поля, а потом ещё пришли три грузовика выгребать наш шар! А он такой довольный был, до сих пор мне пишет на «Фейсбуке». Там даже хотели Фёдора сделать почётным гражданином города, ведь раньше про Макинбудин никто в общем и не знал, а Фёдор, прилетев именно туда, вписал его в историю.
Удивительно, но есть люди, всерьёз не верящие в реальность перехода Фёдора Конюхова через океан. Мы спросили у Оскара, пытаются ли они как-то бороться со скептиками, утверждающими, что всё это – телешоу, постановка, что перейти океан попросту невозможно, сигнала со спутника никакого нет, а фото и видео сняты в Чёрном море у побережья.
– Если нам задают какие-то нормальные технические вопросы, то объясняем, причём с удовольствием, – говорит Оскар. – Но когда обкладывают нецензурными словами, то какая уж тут коммуникация. Те, кто считают, что это фейк, – люди, не нашедшие себя в жизни. Меня лично вдохновляют невероятные вещи. Илон Маск запускает ракеты – и они возвращаются по баллистической траектории обратно: вдохновляет! Джеймс Кэмерон погрузился в Марианскую впадину – вдохновляет! Космонавты – круто. Сейчас мы можем смотреть онлайн видео с марсохода – считаю, что планета – все 7 миллиардов – должны кричать: «Мы до этого дожили, мы это видим!» Меня смешат истории, что, мол, это всё – теория заговора, чтобы нас дурить. Но учёные и такие люди, как Фёдор, не могут участвовать в каком-то заговоре. Это мечта многих, и Фёдор сейчас на пути к мечте. Ведь кто работает с ним? Эксперты, коих по пальцам можно пересчитать. В мире есть экспертное сообщество океанских гребцов – это те, кто пересекал океан. Есть Чарли Питчер, который побил один из рекордов Фёдора. Верфь Rannoch Adventure, которая строила Фёдору «Тургояк» для перехода Тихого океана и нынешнюю лодку – принадлежит ему. То есть человек, который побил рекорд Конюхова, сейчас активно ему помогает. Есть Саймон Чок – рекордсмен книги рекордов Гиннесса. Многократно пересекал Атлантический и Индийский океаны. Он технический консультант экспедиции. Заметьте – в Тихий океан Саймон не ходил. Говорит – пока ещё не готов… Понимаете, эти люди точно не будут тратить ни секунды жизни на фейк, призванный кого-то потешать… Их жизнь принадлежит исследованию.