«Теперь я буду побеждать в своей жизни»: Максим Ковтун объяснил причины завершения карьеры
25 апреля 2019, 20:36
Максим Ковтун завершает спортивную карьеру. Но - открывает новую главу жизни. Фото: Александр Исаков
Поклонников фигурного катания ошеломила новость: Максим КОВТУН завершает спортивную карьеру. Ещё недавно мы были твёрдо убеждены, что снятие с чемпионата мира по медицинским показаниям – это конец сезона, но не конец истории Ковтуна. Это лишь пауза: фигурист проводил яркий и удачный сезон, и казалось – вот оно, долгожданное возвращение. Сейчас отдохнуть, набраться сил, и… Но это был финальный аккорд его яркой и драматичной карьеры. «Ваш Палыч. Тот самый мальчик, который так и не попал на Олимпиаду» – так Максим подписал своё обращение к болельщикам в Инстаграме.
В этом сезоне Макс восстал, как Феникс из пепла, после годичного перерыва: начал с этапов Кубка России, затем триумфально выиграл чемпионат страны. Дальше – сбой на чемпионате Европы, но Универсиада показала, что он готов продолжать борьбу. Затем снятие с чемпионата мира (по причине двух грыж и протрузий в позвоночнике)… Но Максим Ковтун вновь вышел на лёд – буквально на днях он прекрасно выступил на шоу Этери Тутберидзе в Краснодаре. И… Поставил точку.
Безусловно, Максим вписал своё имя в историю фигурного катания. Он четыре раза выиграл национальный чемпионат. Он влюбил в себя болельщиков своими артистичными программами. В этом году он заставил говорить о себе как о лучшем фигуристе в мужской сборной. Ковтун уходит на яркой ноте, на взлёте. Уходит в тот момент, когда про него говорят: «Этот парень ещё покажет!»
В интервью «Областной газете» Максим Ковутн рассказал, почему…
– Макс, если честно – удивили. Проводили настолько яркий сезон. И тут такой неожиданный финал…
– Совокупность многих вещей сыграла роль. Это был не спонтанный щелчок, а обдуманное, взвешенное решение. Начнём с того, что я реалист и понимал, к чему всё идёт. Татьяна Анатольевна Тарасова сказала: «Он ведь только начал работать, как надо». Я и так старался всегда – как мог, изо всех сил. А нынче просто выдал даже не максимум, а больше… И, поняв, как надо работать, чтобы быть лучшим в мире, пришло осознание того, что моего здоровья не хватит ещё на три года до следующей Олимпиады.
– Но при этом в России в мужском одиночном катании так и нет явного лидера, скорее всего, не появится он и в ближайшие несколько лет.
– Наши ребята примерно на одном уровне катаются. Смотрите: я не выступал примерно полтора года, вернулся, и за полгода тренировочного процесса я выигрываю чемпионат России. Чемпионат России был для меня невероятным счастьем, после которого я получил возможность идти на уровень, где мне интересно: хотелось взять Европу, хотелось бороться на мире за самые высокие места… Каждый день я пахал как ненормальный, выкладываясь, проявляя инициативу… И я считаю, что даже этого было недостаточно, нужно было ещё больше работать. А здоровье не позволяло. И тут, конечно, трезво поразмыслил, включил реализм и снял розовые очки.
– Вы не поехали на чемпионат мира. А там развернулись невероятные баталииНэйтана Чена и Юдзуру Ханю. Они были недосягаемы для конкурентов… Это было последней каплей?
– Я всегда, начиная с юниорского уровня, смотрел на самых топовых спортсменов. Раньше я отдавал себе отчёт в том, что я могу бороться. Сейчас я могу быть в пятёрке, но это при удачных раскладах. Да, болтаться где-то в середине турнирной таблицы я не хочу. И если теоретически не могу становиться лучшим в мире, то я не вижу в этом смысла. Я решил быть честным перед самим собой и перед всеми вокруг, поэтому сделал этот шаг. Травмы дают о себе знать. А мне хочется побеждать. Значит, теперь я буду побеждать в своей жизни. И я не считаю, что это менее ценно. Может быть, это даже больше, чем спорт. Это касается и карьеры, и каких-то своих личных моментов.
Конечно, всегда грустно, когда какому-то делу отдаёшься всецело, а потом приходится с этим расставаться. Но я не считаю, что на этом жизнь окончена. Слава богу, впереди очень много интересных вещей. И слава богу, что ухожу вот так – меня любят и поддерживают очень много людей.
– Среди них уже упомянутая вами Татьяна Тарасова, которая после новости о завершении вашей карьеры написала у себя в Инстаграме: «Я не могу относиться к этому равнодушно, потому что Ковтун – это и наши имена. Имена тренеров. И получается, что мы ничего не смогли сделать…». Вы советовались с ней перед принятием решения?
– Конечно, советовался. Все были в курсе всех событий ещё до официального оглашения этой новости. Естественно, Татьяна Анатольевна была в курсе всего и всегда, как и Елена Германовна (Буянова, тренер Максима Ковтуна. – Прим. «ОГ»). Это ни в коем случае не было спонтанным решением. Я не пришёл и не сказал: «Всё, заканчиваю карьеру». Эта мысль зрела постепенно, крепло понимание, что это необходимо, поэтому у моих тренеров не было какого-то невероятного шока.
– Вы уже сказали, что ещё на три года ресурсов не хватит, то есть с возможностью попадания на Олимпиаду пришлось окончательно попрощаться. С каким чувством отпускаете эту мечту – осадок остался?
– Вся жизнь впереди. Я могу ещё съездить на Олимпиаду, но уже не в качестве спортсмена, а в какой-то иной роли. Стараюсь относиться к этому проще: если так сложилось, значит, это к лучшему.
– По поводу вашего ухода из спорта в качестве фигуриста высказалось немало ваших коллег, в том числе Евгений Плющенко. Он хорошо о вас отзывался, но при этом сказал такую фразу: «Настанет момент, и Ковтун расскажет, как всё происходило в Сочи в 2014 году». Есть что рассказывать?
– Нет. Честно говоря, то, что люди знают о той ситуации с моей стороны, – это всё. Мне нечего больше добавить. Мы, наша команда, честны перед собой и перед всеми. Мы, правда, сидели на чемоданах и ждали поездки на Олимпиаду. Мы тренировались, готовились… Но было сказано: «Не едете». Что уж тут, мы то что могли поделать? Когда сказали, что на Игры мы не поедем, я первым делом через всю Москву отправился к моему брату, а потом сразу же взял билет в Екатеринбург и поехал туда, где меня ждут, где меня поддерживают. Всё, как было, так и рассказываю, добавить нечего. Может быть, я чего-то сам не знаю, конечно…
– Не говорили с самим Евгением об этом?
– Мы с ним достаточно хорошо сейчас общаемся, да и с Яной (Рудковской, супругой Евгения. – Прим. «ОГ»). И… Честно, даже не касались этой темы. И не хочется. Я не живу прошлым, не злопамятен. Всё плохое достаточно быстро забываю, а хорошее как раз остаётся в памяти надолго.
– Давайте немного поговорим о ваших планах на будущее. В одном из интервью Илья Авербух сказал, что вы задумываетесь о собственной школе фигурного катания. Это правда?
– Сейчас вообще достаточно много предложений и возможностей. Но пока я планирую все свои силы сосредоточить на учёбе: через год я заканчиваю институт и дальше хочу поступать в магистратуру, чтобы заниматься тренерской деятельностью профессионально. Но мне никто не запрещает пробовать тренировать параллельно: например, сейчас по просьбе Елены Германовны я уже помогаю одному мальчику в ЦСКА. Но ближайший год мне нельзя работать официально. После окончания университета смогу, но надо всё делать по уму, поэтому планирую набраться знаний, параллельно набраться опыта, пробовать что-то новое. Понять своё место в этой жизни. Мне нужно время, чтобы расставить приоритеты. Благо, теперь это время у меня есть. Ещё мне бы очень хотелось устроить мастер-классы в Екатеринбурге, провести сборы с нашими прекрасными спортсменами. Мы потихоньку стараемся всё это организовать. Вообще, хотелось бы частенько приезжать в родной город.
- Опубликовано в №75 от 26.04.2019