Любимая команда Бориса Ельцина. В финале чемпионата России она играла сама с собой
10 апреля 2018, 16:33
Взлёт «Уралочки» пришёлся на то время, когда первым секретарём Свердловского обкома КПСС был Борис Ельцин. Он отчаянно болел за команду и помогал ей чем мог до последних лет жизни. Фото: Владимир Васильев
40 лет назад – 11 апреля 1978 года – в мировом женском волейболе началась новая эпоха. В тот день свердловская «Уралочка» завоевала свой первый титул – звание чемпиона СССР. Сейчас в коллекции «Уралочки» 37 трофеев (больше, чем у любого другого свердловского клуба), а сама она в своём виде спорта – такая же легенда, как «Барселона» в футболе или «Монреаль канадиенз» – в хоккее с шайбой.
В сознании подавляющего большинства людей «Уралочка» и её тренер Николай Карполь – это как партия и Ленин: близнецы-братья. Говорим одно – подразумеваем другое. И невозможно даже представить, что было время, когда «Уралочка» и Карполь не имели друг к другу никакого отношения.
Обладатель Кубка СССР – 3 (1986, 1987, 1989)
Обладатель Кубка европейских чемпионов – 8 (1981–1983, 1987, 1989, 1990, 1994, 1995)
Обладатель Кубка кубков – 1 (1986)
«Уралочку» создал тренер Ельцина
В середине 60-х годов прошлого века в Свердловске не было ни одной волейбольной команды, игравшей в чемпионате СССР. Зато сразу два коллектива выступали в чемпионате РСФСР, а ещё несколько – на равных играли с этой парой в первенстве города.
Это всё были любительские команды. Днём девушки работали или учились, а вечером шли на тренировку. И тренировались не каждый день. О серьёзных результатах говорить было смешно.
Инициатором объединения нескольких средних команд в одну сильную выступил Александр Кильчевский, тренировавший женскую сборную Свердловского горно-металлургического техникума. Это был известный в городе тренер. Именно под его руководством в 1955 году свердловская команда «Буревестник» (за которую, кстати, выступал сам Борис Ельцин) стала вице-чемпионом СССР.
Идея энтузиаста нашла отклик у руководителей области. Из обкома партии позвонили в обком профсоюза оборонной промышленности, а оттуда – на завод транспортного машиностроения имени Свердлова, который был одним из самых устойчивых предприятий региона.... Так волейболистки стали заводчанками. И, кстати, поначалу они там не просто числились – действительно работали. Например, первый капитан «Уралочки» Раиса Кирдяшкина трудилась в отделе главного архитектора, а Тамара Шмырко была крановщицей... От работы девушек освобождали только на время сборов и соревнований.
Тем не менее это был совсем иной уровень поддержки, и, получив её, молодая команда прогрессировала невероятными темпами. Уже через два года после создания – в 1968-м – свердловчанки впервые вышли в элитный дивизион (Карполю чуть позже на это потребуется в два раза больше времени – 4 года). Прима «Уралочки» Роза Салихова в том же 1968 году была включена в сборную СССР и стала олимпийской чемпионкой Мехико.
Тренера нашли на дне рождения
В дебютном сезоне в высшей лиге свердловская команда заняла 10-е место среди 12 участников. То есть – вроде как закрепилась в элите. Однако уже после завершения турнира вдруг было принято решение о сокращении класса сильнейших до 8 команд. «Уралочку» это подкосило. В переходных играх команда сыграла настолько плохо, что оказалась на грани вылета даже из второй группы! Чтобы сохранить прописку в классе «А», свердловчанкам надо было выиграть серию матчей у довольно сильной команды Московского областного пединститута.
Ситуация осложнялась тем, что Розу Салихову пригласили в сильнейший клуб страны – московское «Динамо». Вместе с ней в столицу собрался и муж – Александр Кильчевский.
В начале сентября он сообщил об этом на заседании Свердловского отделения федерации волейбола. Вместо себя Кильчевский предложил своего помощника, но тот сразу отказался. Другие специалисты (в том числе – иногородние), к которым обратились чуть позже, возглавить «Уралочку» тоже не согласились. Выхода никто не видел. И тут...
21 сентября 1969 года Раиса Кирдяшкина пришла в гости к своей партнёрше Галине Дувановой, которая в тот день отмечала своё 28-летие. Мужем Галины был мало кому тогда известный тренер, работавший с юношами и девушками в обществе «Трудовые резервы». Послушав сетования подруг на ситуацию в команде, Николай Карполь (а это был именно он) вдруг сказал, что готов взять «Уралочку» в свои руки.
Обрадованная Кирдяшкина уже на следующий день сообщила эту информацию руководителям свердловского волейбола, и те – поскольку других кандидатур у них так и не нашлось – согласились отдать команду 32-летнему специалисту.
С похорон – на переигровку
25 сентября 1969 года Карполь впервые появился на тренировке «Уралочки». И сразу поверг своих новых подопечных в шок. У Кильчевского все волейболистки были универсалами – и защищались, и атаковали, и пасовали. А Карполь заявил, что в команде будет жёсткая специализация: каждый игрок получал свои, строго определённые, функции. Это потребовало от всех радикальной перестройки игры, освоения новых навыков... Но команда перемены приняла.
После двух месяцев тренировок «Уралочка» сыграла контрольный матч в Москве и оттуда поездом отправилась на решающие игры – в Омск (поединки закономерно решено было провести на нейтральной площадке). В дороге волейболистки узнали печальную весть: у Тамары Шмырко умер отец... В Свердловске она сошла с поезда. А ведь она была одним из лидеров команды, и более-менее адекватной замены ей попросту не существовало.
Первый матч деморализованные свердловчанки, как и ожидалось, проиграли. А к началу второго в Омск приехала никем не ожидаемая Шмырко... И этот её поступок так завёл команду, что «Уралочка» буквально выгрызла победу – сначала в этой встрече, а потом и в следующей, решающей.
Покорение Европы
После победы в чемпионате СССР 1978 года «Уралочка» получила право сыграть в Кубке европейских чемпионов (ныне этот турнир называется Лига чемпионов). Но от двух первых розыгрышей команда отказалась. В итоге «Уралочка» дебютировала в турнире только в 1981 году – и сразу победила (это, надо заметить, фирменный стиль свердловских команд: с первой попытки клубными чемпионами Европы становились также бенди-клуб СКА в 1975 году и БК «УГМК» в 2003-м).
В 1981-1983 годах свердловчанки выиграли Кубок европейских чемпионов три раза подряд. «Уралочка» – только вторая (и на данный момент – последняя) команда, которая смогла сделать такой хет-трик.
«Уралочка» завоевала Кубок европейских чемпионов 8 раз. Чаще (11 раз) этот трофей доставался только одной команде – московскому «Динамо».
В женском волейболе есть три крупных турнира для клубов – Лига чемпионов, Кубок ЕКВ и Кубок вызова (ранее – Кубок кубков). Два из этих турниров «Уралочка» выигрывала, а в третьем доходила до финала.
Пятилетка развития
В первые годы под руководством Карполя «Уралочка» звёзд с неба не хватала. Она играла во втором по силе дивизионе отечественного волейбола, но и там была лишь в середняках: 7-е место, 6-е, опять 6-е... Но это, как выяснилось впоследствии, было не топтанием на месте, а наращиванием мускулов.
Карполь мотался по всей стране, где на детских и юношеских соревнованиях высматривал талантливых девчонок, которых уговаривал перейти в «Уралочку». Так в 1970–1971 годах в Свердловске появились две системообразующие волейболистки первого золотого состава – казанка Лидия Логинова и оренбурженка Надежда Зезюля (Радзевич).
Одновременно Карполь добивался (и добился) создания в Свердловске специализированной волейбольной ДЮСШ, которая вскоре позволила клубу отказаться от тактики переманивания готовых игроков из других регионов: «Уралочка» стала растить свою смену сама.
В 1973 году свердловская команда совершила заметный рывок вверх и финишировала во второй группе на второй строчке. Это дало право на переходные матчи с тульской
командой «Пластик», занявшей в высшей лиге предпоследнее место. Серия прошла по сценарию четырёхлетней давности. Первый матч «Уралочка» проиграла, а во втором – висела буквально на волоске (до победы соперницам оставалось одно очко!). Но, как и в Омске, команда выкарабкалась.
«Уралочка» вернулась в элиту и больше уже никогда её не покидала. Хотя «шанс» один раз был...
Под псевдонимом «сборная»
С начала 80-х годов прошлого столетия и до середины нулевых века нынешнего название «Уралочка» было синонимом словосочетания «Сборная страны». Тренировал обе команды Николай Карполь, а их состав совпадал минимум на 50 процентов (а иногда – как на Олимпиаде 2000 года – даже на все сто).
Сборная свердловской сборки расправлялась с соперницами так же эффективно, как уральский суперклуб. За 25 лет она выиграла 8 чемпионатов Европы, чемпионат мира 1990 года, а главное – две Олимпиады (1980 и 1988 годов). С момента последнего триумфа прошло 30 лет, но победить на Играх нашим волейболисткам больше ни разу не удалось, а после ухода Николая Карполя с поста тренера сборной (что случилось в 2004 году) они вообще перестали попадать даже в число призёров!
Первое золото добыли «нелегально»
Во всех волейбольных справочниках написано, что свердловчанки впервые выиграли чемпионат страны в 1978 году. На самом деле они стали чемпионками на два года раньше. Правда, не все, а только две...
Дело в том, что в 1976 году клубный чемпионат СССР был – «ради более продуктивной подготовки сборной страны к Олимпийским играм в Монреале» – заменён на довольно странное соревнование, где играли сборная СССР и наспех сформированные сборные разных спортивных обществ – студенческого, профсоюзного, военного... Выиграла турнир, естественно, сборная страны, в состав которой были впервые включены Логинова и Зезюля.
В 1977 году чемпионат СССР вновь стал клубным, и «Уралочка» завоевала там свои первые медали – бронзовые. А ещё через год «обменяла» их на золото. Случилось это в Свердловске, где прошёл финальный раунд первенства. Играли в нём 8 команд, и «Уралочка» оформила чемпионство за два матча до финиша, когда всухую – со счётом 3:0 – обыграла своего главного конкурента – «Искру» из Ворошиловграда.
Все ушли рожать
В 1982 году, выиграв пятый подряд чемпионат СССР, «Уралочка» столкнулась с неожиданной для успешного клуба проблемой: его покинули сразу 8 человек: пятеро ушли в декрет, одна закончила играть, а ещё две, выйдя замуж, уехали в другие города.
В результате в сезон 1982–1983 годов Карполь вынужден был вступить с совсем молодыми девчонками. Самой «старой» из них была Елена Волкова, которой накануне чемпионата исполнилось 22 года. Остальным было по 18–19 лет, а будущим суперзвёздам мирового волейбола Ирине Кирилловой и Валентине Огиенко – вообще по 17!
Но молодёжь оказалась «ранней» (спасибо качественной работе ДЮСШ!). Отступление с завоёванных старшими позиций, конечно, было, но, во-первых, недолгим (всего три года), а во-вторых – «недалёким» (клуб ни разу не вылетел за пределы призовой тройки). Уже в 1986 году «Уралочка» вновь взошла на высшую ступень пьедестала почёта и не покидала её целых 20 лет!
Бунт на корабле и показательная «порка»
В сентябре 2004 года несколько ведущих игроков «Уралочки» публично заявили, что отказываются играть за Екатеринбург, несмотря на действующие контракты. Объяснялось это усталостью от «казарменной дисциплины», желанием «начать новую жизнь», но истинная причина заключалась, скорее всего, в гораздо более высоких зарплатах, которые предложили бунтовщицам другие клубы. Карполь узнал об этом демарше во время афинской Олимпиады, говорят даже, что прямо перед матчем за золото. Известие, естественно, стало для него шоком... Не потому ли, кстати, во время финала с китаянками наш тренер сам на себя не походил – был необычайно спокоен, на игроков не кричал и вообще выглядел как-то отрешённо?
Придя в себя, Карполь всех бунтовщиц отпустил. Игроков у него почти не осталось (клуб потерял в общей сложности 9 волейболисток!), но стандартная для «Уралочки» цель – золото национального чемпионата – от этого не изменилась. Более того – стала делом принципа.
Карполь пошёл на экстремальные меры. Во-первых, имея на тот момент сразу две команды (собственно «Уралочку» и её фарм-клуб – подмосковное «Динамо»), он собрал всех лучших в одном месте – в Екатеринбурге. Во-вторых, изменил своему принципу не брать иностранок и пригласил в «Уралочку» двух очень сильных кубинок – Зойлу Баррос и Юмилку Руис.
И это дало желанный результат: неважно начав сезон, екатеринбурженки постепенно сыгрались и в финале чемпионата катком проехались по московскому «Динамо», в которое как раз и ушли несколько «дезертирш», в том числе лучшая волейболистка страны Екатерина Гамова.
Всё перевернулось
На золотом финале 2005 года присутствовал Борис Ельцин. После матча первый Президент России сказал: «В начале сезона многие думали (а кое-кто – надеялся), что эпоха «Уралочки» закончилась. Они обманулись».
Увы – Ельцин ошибся. Эпоха «Уралочки» действительно закончилась – просто случилось это на год позже.
В сентябре 2005 года сборная Кубы неожиданно проиграла финал Панамериканских игр. Да не кому-нибудь, а своему главному врагу – сборной США! Все участницы «позорного матча» (в том числе Баррос и Руис) на несколько месяцев стали невыездными. Когда их наконец выпустили, было уже поздно... Впервые с 1976 года «Уралочка» финишировала за чертой призёров – на четвёртом месте.
Но настоящий кошмар случился в сезоне 2006–2007. «Уралочке» тогда не удалось заполучить кубинок даже на часть сезона, а кроме того, она лишилась двух последних российских звёзд, которые в 2004 году сохранили верность
команде: Елена Плотникова ушла в декретный отпуск, а Ирина Тебенихина решила основательно залечить старые травмы. В результате сезон екатеринбурженки провели фактически молодёжным составом, который оказался не таким талантливым и мастеровитым, как поколение Кирилловой–Огиенко: сражаться на равных с опытными клубами он не смог. «Уралочка» заняла 11-е (предпоследнее) место и должна была покинуть суперлигу. Спасло команду только расширение элитного дивизиона до 14 команд (собственно говоря, оно, по мнению многих экспертов, и было сделано ради спасения «Уралочки» – уже через год в суперлиге вновь осталось 12 команд).
Полученный шанс Николай Карполь не упустил. На обломках старой команды он создал новую, которой за последующие десять лет удалось в чемпионатах России завоевать 4 бронзы и одно серебро, а в розыгрышах еврокубков – трижды добираться до финалов...
Большинство клубов мира могли бы гордиться такими результатами, но для тех, кто за 30 предыдущих лет «привык к золотым» – это, конечно, не более чем остатки былой роскоши.
«Уралочка» против «Уралочки»
В начале 90-х годов в элитном российском дивизионе играли сразу две «Уралочки», а на рубеже веков – даже три! Причём дважды (в 1997 и 1998 годах) все три команды оказывались в первой пятёрке. В финалах чемпионатов России несколько раз главная «Уралочка» сражалась против кого-то из своих младших «сестёр» (на снимке – финал 1999 года: «Уралочка» – «Уралочка-2-Уралтрансбанк»)
Книга Рекордов «Уралочки»
Первая династия в истории клуба – Ирина Смирнова (Ильченко), игравшая в «Уралочке» в 1984-1992 годах, и её дочь Ксения Парубец, выступающая за команду сейчас
На шести Олимпиадах сыграла «Уралочка» Евгения Артамонова-Эстес. Она единственная волейболистка в мире с таким большим олимпийским стажем. 14 сезонов, отыграла за «Уралочку» Евгения Артамонова. Она выступала за команду в 1991-1999, 2001-2002 и 2007- 2012 годах
12 раз в составе «Уралочки» становилась чемпионкой страны Елизавета Тищенко. Она – самая «золотая» волейболистка России
46 лет было Ирине Кирилловой, когда она в 2012 году сыграла свой последний матч за «Уралочку»
202 см. – рост Екатерины Гамовой, игравшей в «Уралочке» на рубеже веков. Она – самая высокая волейболистка в истории клуба
Звание самой успешной свердловской команды настоящего времени принадлежит баскетбольному клубу «УГМК», который в XXI веке выиграл 3 Евролиги, 10 чемпионатов России и 8 Кубков страны.
Может ли «Уралочка» вернуть себе статус лидера областного и российского спорта? Это зависит не столько от самого клуба, сколько от тех, кто его окружает. Нет никаких сомнений, что творческий потенциал Николая Карполя ещё не исчерпан. Но для глобального успеха в современном спорте этого уже мало. Сегодня, как никогда, для достижения вершин нужны деньги: иначе чемпионский состав не собрать. И даже если ты сам выращиваешь звёзд, то они, отработав пять лет (максимально возможный срок контракта по современному Трудовому кодексу), будут уходить в более богатые клубы.
Нынешний взлёт того же БК «УГМК» базируется на беспрецедентно высоком для женского баскетбола бюджете, который выделяет клубу его хозяин – Уральская горно-металлургическая компания. У команды Карполя такого щедрого спонсора сегодня нет. Завод имени Свердлова (ныне – «Уралтрансмаш») уже давно отказался от «Уралочки», и с 2001 года она находится под опекой НТМК – Нижнетагильского металлургического комбината. Предприятие обеспечивает клубу посильный для себя и довольно неплохой на общем фоне уровень финансирования, но он, конечно, не идёт ни в какое сравнение с тем, что имеют лидеры современного отечественного волейбола – московское и казанское «Динамо».
Стоит ли комбинату (или – коль мы называем «Уралочку» региональным брендом – областному бюджету) вкладывать в легендарную команду больше денег? Ответ на этот вопрос неочевиден, и за каждый вариант найдутся свои аргументы. Но если мы даём ответ «нет» – это означает, что эпоха великой «Уралочки» никогда не вернётся...
- Опубликовано в №062 от 10.04.2018 под заголовком «Мы привыкли к золотым!»