Наум Рашковский — самый титулованный свердловский гроссмейстер. С 2001 по 2003 год тренировал сборную России. При нём команда выиграла шахматную олимпиаду в 2002 году и чемпионат Европы в 2003-м. Фото: Александр Исаков
— И вот интересная деталь: именно вы последний раз приводили команду к победе 14 лет назад. Почему на протяжении столь долгого времени не получается выиграть золотые медали?
— Я могу сказать, что для шахматной России второе или третье место — это не успех. Это, конечно, не провал, но далеко не вершина. Почему? Это непростой вопрос. Стало ясно, что за семь прошедших олимпиад нужно что-то менять. Соперники не стоят на месте, они растут. И мы тоже должны, но всё время что-то не получается. В этом году был очень сильный состав, но недоработали как следует. Плюс очень выросла конкуренция.
— Для Сергея Карякина шахматная олимпиада — это как разминка перед битвой за корону. Как оцениваете его выступление?
— Это тоже сложный вопрос. На мой взгляд, не нужно было ему принимать участие в олимпиаде. У него и так шансов меньше, чем у норвежца Карлсена… А тут напрягаться, растрачивать силы. Последние партии он сыграл очень плохо, и я знаю, что Серёжа может лучше. Можно было взять вместо него другого сильного гроссмейстера, а Сергей сосредоточился бы на подготовке. Хотя, конечно, он усилил состав.
— В Баку также было принято решение, что Всемирная олимпиада-2020 пройдёт в Ханты-Мансийске. Родные стены шахматистам помогут?
— Во-первых, ещё будет олимпиада-2018 в Батуми. А во-вторых, это футболистам помогают родные стены, а шахматистам только мешают. Вообще, во время турнира их лучше не трогать. Был такой международный мастер по шахматам Рашид Нежметдинов. Он говорил так: «Я только после турнира заглядываю в таблицу. Смотрю — а я первый!». Так и нужно. Не отвлекаться, а работать.