Футболистки провалились. Но не на турнире

Алёна Жижова - как универсальный «солдат». Сыграла за сборную России и в футболе, и в «минике». Фото: media.rfs.ru

Алёна Жижова - как универсальный «солдат». Сыграла за сборную России и в футболе, и в «минике». Фото: media.rfs.ru

На просторах Уральского региона есть только одна спортсменка, которая входит в состав сборной России по мини-футболу. Алёна Жижова выступает за основную команду с прошлого года и нынче завоевала серебро чемпионата мира в Гватемале. Больше трёх суток она добиралась домой после этого турнира и уже на следующий день после прилёта дала интервью «ОГ».

Досье «ОГ»

Алёна Жижова (фото: amfr.ru) родилась 4 февраля 1995 года в Екатеринбурге. Футболом увлекается с 7 лет. Серьёзно начала заниматься в ДЮСШ «Урал». Первый тренер – Марат Сафин. Выступает за «Родину-66» (Новоуральск). Играла в юниорской и молодёжной сборной России по футболу. В мини-футболе: серебряный и бронзовый (среди студенческих команд) призёр чемпионатов мира. Мастер спорта международного класса. Болеет за «Манчестер Юнайтед» (Англия) и «Барселону» (Испания). Любимый игрок – Стивен Джеррард («Лос-Анджелес Гэлакси», США). В футболе старается придерживаться родительского совета: «Береги ноги!». Чеканить мячом может столько раз, что даже со счёта сбивается. Учится на третьем курсе строительного факультета Уральского госуниверситета путей сообщения, профиль: мосты и транспортные тоннели.

– Сначала задержали рейс из Гватемалы в Мексику. Из-за этого опоздали на самолёт в Париж, а затем – до Москвы. Оттуда прилетела домой, в Екатеринбург. Только между Парижем и Мексикой получилось девять часов в воздухе. Но возвращаться домой всё-таки было легче. Тяжелее дался путь туда. Врач сборной посоветовал сразу перейти на местное время. А с Екатеринбургом разница часов одиннадцать!

– Зато всей национальной командой вы побывали в одном из самых красивых и древних колониальных городов на планете.

– Да, ездили в Антигуа. Раньше этот город был гватемальской столицей. Но её перенесли из-за частых землетрясений, извержений вулкана. Как-то вечером мы из окна гостиницы видели, как лава течёт. Думаешь: «Боже, что происходит вообще…» Бедные люди, как они там живут? Деятельность вулканическая каждые два часа происходит. Это не обязательно лава, но и пепел. Или пыль. Её видно, и в воздухе чувствуется.

– Героинями фильма-катастрофы из-за вулкана себя не ощутили? Или в целом там обошлось без экстрима, приключений?

– Была одна история. В гостинице мы жили на втором этаже, ели – на десятом. Ездили на лифте. Там ограничение – вмещает шесть человек. Но мы же из России. Набилось нас четырнадцать. Последний человек заходит, дверь ещё не успевает закрыться – лифт падает! До паркинга. Три этажа летели, чуть с ума не сошли от страха. Прибежали тренер, врач, массажисты, все испугались. Потом максимум вшестером ездили. А это всё случилось в день полуфинала с Португалией. Так мы шутили: в лифте провалились, значит, в игре точно не провалимся. Победили.

– Но ещё до того сборная успешно преодолела групповую стадию. И вроде без всяких потрясений, в том числе турнирных…

– Сначала мы победили испанок. А до этого ни разу их не обыгрывали. Интересно было придумать что-нибудь такое, с чем они не справятся. Испанский футбол основан на контроле мяча. Они часто забивают в первые десять минут. Но мы задавили их прессингом. Сдержали натиск. Сами забили. Испанок не зря называют «красными фуриями». С характером. Тут же понеслись отыгрываться, и мы их поймали, забили ещё. Гватемалки настроились так, будто не в футбол вышли играть, а разрушать, бороться, толкаться. Напряжённый матч, 0:0. Даже грубоватый. А японки показались мягкими. У них, как у испанок, игра основана на контроле мяча. Победили, вышли из группы, попали на Португалию.

– Игроков из этой страны называют европейскими бразильцами. Они, правда, схожи и техникой, и изящ­ной манерой игры?

– Бразильянки индивидуально сильнее португалок. Исполнители шикарные. Весёлые, как будто не чемпионат мира идёт, а так… Карнавал. Сыграли вполноги, спокойно, победили всех крупно. В полуфинале с Испанией даже и не вспотели. Все шесть чемпионатов мира выиграли! А для нас финал был счастьем. В том году оказались лишь седьмыми, в позапрошлом – третьими. В этот раз стояла задача – быть в четвёрке. Никто в нас и не верил, а мы показали лучший результат в истории! Завоевали серебро. После игры собрались в круг, обнялись, станцевали. «Катюшу» пели с болельщиками, которые работают в российском посольстве в Гватемале. В патриотическом порыве! Секунд двадцать пели. Получили медали и кубок за второе место. Они, кстати, выглядят лучше, чем у бразильянок – за первое. А медаль вообще похожа на золотую.

– Алёна, вам самой всё это не кажется экзотикой? Гватемала, мини-футбол, которого там отродясь не было, ещё и женский.

– Может, и необычно… Почувствовала когда-то, что хочу играть в футбол. Начинала, как все, во дворе, с пацанами. Железнодорожный район. Старая Сортировка. Раньше компьютеров не было, целыми днями играли. И я была единственной девочкой. Соперники хорошо относились. А если что, моя команда меня оберегала. Как в хоккее тафгаи, которые защищают своих игроков. Играли район на район. Бились за победу. Раньше всякие были «тёрки». Кто победил, тот – самый крутой «на районе». Однажды мы играли с «пехотой» – командой с улицы Пехотинцев. Не на время, а просто: кто быстрее забьёт десять мячей. Три часа могли так, четыре. И вот проигрывали мы «пехоте» – 3:7. И вытащили матч. Настолько были рады, что потом купили газировки. Лето. Мы все пыльные, грязные, но счастливые и довольные. Самые крутые «на районе»!

Областная газета Свердловской области