Спидвей: гладиаторы без тормозов
1 апреля 2015, 14:45
В Каменске-Уральском находится лчший центр мотоспорта в стране, а наша команда входит в тройку сильнейших в России. Только в этом сезоне свердловчане стали победителями первенства России и выиграли чемпионат страны в высшей лиге. Неизвестный фотограф.
Мы внимательно наблюдаем за спортивными баталиями, многое знаем про результаты и чемпионов… Но иногда у болельщиков остаются вопросы о тонкостях спорта. О драматургии и опасностях ледового спидвея нам рассказывает мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России, директор Центра технических видов спорта Сергей Щербинин.
— Сергей Кузьмич, для тех наших читателей, кто никогда не видел ледового спидвея — расскажите, пожалуйста, что это такое?
— Это… Сумасшедшая скорость, брызги льда, который крошится под шипами, болиды, которые практически лежат на боку, противореча всем мыслимым и немыслимым законам физики… Нас часто называют «гладиаторы без тормозов». Гладиаторы — потому что сумасшедшие схватки, и до самого финиша идёт напряжённая борьба. А без тормозов… потому что действительно без них. Конструкция байков такая.
— Как же тогда тормозить?
— Закрывать газ — остановка происходит за счёт компрессии: мотор сам останавливает мотоцикл.
— Какую максимальную скорость болид развивает на дистанции? И как вообще проходит гонка?
— Дистанция — это четыре круга длиной по 350 метров. Скорость на ней — примерно 100–105 км/ч. Как у вас с математикой? Нетрудно посчитать, что гонка очень быстротечная — пилот пролетает дистанцию буквально на одном вдохе… На старт одновременно выходят четыре спортсмена. Первые три получают очки (три, два и одно), последнее место зарабатывает баранку.
— Сумасшедшая скорость… Спорт, наверное, один из самых травматичных?
— Входит в десятку самых травмоопасных видов спорта. Распространённые травмы — переломы, сильные ушибы, порезы… Все спортсмены у нас «заштопаны», причём по несколько раз… Включая вашего покорного слугу. Спорт действительно опасный, но мы его сами выбрали и на него не обижаемся. Шипы на шинах — высотой 45 миллиметров (27 из них — над поверхностью покрышки). Если что-то случается на дистанции, травмы практически неминуемы, тормозов-то нет… Мы это называем «порезать спортсмена».
— Стоп. А техника безопасности? Защитные костюмы, шлемы — это всё не спасает?
— Конечно, костюмы — это обязательный элемент безопасности. Шлем и маска защищают голову. На руках — обязательно перчатки-краги. Во время заезда много неприятностей спортсменам доставляет фонтан ледяных брызг из-под колёс, по-этому нога гонщика защищена специальным щитком от колена до носка. И ещё одна хитрость: на маску крепится прозрачная плёнка: как только ледяная пыль облепляет щиток маски и закрывает обзор, достаточно потянуть за язычок прямо во время заезда и сорвать верхний слой. Защитное обмундирование, конечно, спасает от некоторых травм. Но больше всего спасает… солома.
— Солома?! Вспоминается поговорка — «Знал бы, где упасть…»
— Именно так. Вокруг всего стадиона, куда спортсмен может упасть, лежат мешки с соломой — их около тысячи.
— Мы уже немного затронули тему шипов. Могу предположить — они существенно отличаются от обычных, автомобильных…
— Разумеется. Во-первых, размером — об этом уже сказали. Их действительно видно невооружённым глазом. Кстати, именно шипами чаще всего и режутся спортсмены. Кроме того, они изготавливаются из специальных материалов повышенной прочности, проходят термическую обработку. Соотношение шипов на покрышках разное — сзади их количество может доходить до 200, а впереди — лишь до 130. Кроме того, байк движется только влево (против часовой стрелки), и это тоже сказывается на конструкции: шипуется только левая сторона покрышки (справа их совсем мало — только чтобы доехать до старта).
— Именно благодаря шипам болиды во время гонки мчатся под углом, противоречащим всем законам физики?
— Да. Едут на боку, практически лёжа… Это возможно не только благодаря шипам, но и благодаря особой конструкции мотоцикла: у него очень маленький бензобак (во-первых, на четыре круга много бензина и не надо. Во-вторых, болид должен быть как можно легче), иная конструкция подвески. Не буду вас грузить техническими характеристиками, но, разумеется, обычный мотоцикл не сможет преодолеть такую дистанцию. Изготовляют их на чешском заводе «Ява». Кстати, вес байка — около ста килограммов, это довольно мало. Вообще, главный секрет хорошего байка для ледового спидвея: минимум деталей. Чем проще конструкция, тем легче она выдерживает огромную скорость, крутые виражи и периодически — столкновения со льдом на скорости.