Родовая изба князя Мышкина

15 августа 2014, 09:29
Анатолий Мышкин у своего дома. Фото: Дмитрий Сивков.

Анатолий Мышкин у своего дома. Фото: Дмитрий Сивков.

ДОСЬЕ «ОГ»

  • Анатолий МышкинАнатолий Мышкин родился 14 августа 1954 года в селе Сылва Шалинского района. Закончил УПИ. Начинал карьеру в баскетбольном клубе «Уралмаш», выступал за ЦСКА, «Динамо» (Москва). Главный тренер женской сборной России по баскетболу с 1992 по 1993-й, с 1996 по 1997-й, с декабря 2013 года по настоящее время.
  • Бронзовый призёр олимпийских игр 1976 и 1980 годов, чемпион мира 1982 года.

Игроки в команде называли Мышкина «шоумэн», и шутили, что он умудряется играть не только на кольцо, но и на зрителя. Неизвестный фотограф.

На его малой родине – селе Сылва Шалинского городского округа, он недоступен даже телефону – московская симка не работает. Но для «Областной газеты» наш земляк вышел из режима молчания.

Анатолий Дмитриевич, «Князь» – это для столицы. На родине же его всё больше окликают Толян. когда разговорится о селе, об отчем доме, становится похож на балагуристого мужика, что за словом в карман не лезет. Понимаешь это уже через несколько минут после начала разговора в огороде отчего дома Мышкиных, под сенью раскидистой берёзы, рядом с банькой по-чёрному.

– Анатолий Дмитриевич, в баскетбольном мире вас величают Князь…

– Это Гомельский (Александр Яковлевич, баскетбольный тренер ЦСКА и сборной команды СССР – прим.ред.) так окрестил. как-то после одной из игр сказал в раздевалке: «Ну, ты играешь, как князь!». Так и прилипло. князь-то князь, но в родне никого из дворян у нас не было. Хотя, по местным меркам, знатные люди демидовских времён по материнской линии были. В Сылве у нас, как и во многих деревнях, друг другу почти все каким-то образом родственники. Перво-наперво, когда приезжаю на Урал, начинаю по-местному разговаривать, очень быстро перехожу на знакомые с детства слова. Этот диалект со стороны очень сильно бросается в глаза. Пожив в деревне и потом переехав в город, долго не мог от него избавиться. Мать меня по губам била, отучая от деревенской речи. «Ух ты, мнёшеньки!» или «Лико, чё!» – от таких слов мои одноклассники в Свердловске лежали от смеха.

– Детство не отпускает или отчий дом, вернее – родовая изба Князя Мышкина?

– Да это не просто детство, это целая жизнь. Я не только в Сылве родился и учился с первого по пятый класс, но и потом, когда отец увёз нас в Свердловск, получив квартиру на Уралмаше, приезжал сюда каждое лето, к бабушке. Уже пятое поколение нашей семьи здесь живёт. Намоленное место. Каждая гряда в огороде родная, каждый гвоздь.

Собеседник осекается, заходит за баню и зовёт к себе. На потемневшем не только от времени, но и от дыма (банька-то по-чёрному) бревне белой краской выведено: «4. VIII. 1980 г.».

– С батей после Олимпиады баньку ставили. Так что ты на праздник попал – День рождения бани. Надо поддерживать свои родовые гнезда, а не строить на их месте коттеджи с бассейнами. Ну разве можно какой-то сауной заменить баню по-чёрному?! Да от одного запаха можно просто обалдеть. Поэтому и тянет сюда. Для супруги (в прошлом баскетболистка, играла в курском «Динамо» и УГМК, чемпионка России – прим.ред.) Сылва тоже стала близкой. Мы и венчались в местной церкви четыре года назад 1 августа. Никому такое в Москве не рассказываю и не хочу. Толку-то. Ну вот начну им про берёзу и баню говорить, скажут: «Да ладно, хорош врать, давай про баскетбол».

Автограф Анатолия "Князя" Мышкина

– А давай! (Незаметно перешли на «ты», как принято общаться в деревнях даже с малознакомыми людьми, при этом без покушения на чьё-то достоинство, – прим. ред.). Ты вернулся к руководству главной командой страны, и не просто так, а с идеей создания экспериментальной сборной, где будут собраны баскетболистки от 18 до 23 лет, с правом участия в клубном чемпионате. Чем вызвано это ноу-хау?

– Сейчас у меня нет клуба, так что могу сосредоточиться на работе со сборной. Идею экспериментальной сборной я высказал на исполкоме федерации баскетбола. Получил поддержку и федерации, и тренерского совета, и, более того, – министра спорта Виталия Мутко. По примерно такой же схеме работали в Австралии, Испании, Германии. Создавали сборные, где молодые спортсмены играли в одной команде на первенствах страны, международных турнирах. За четыре года они получали колоссальный опыт совместной игры.

– Что мешает этому при нынешних условиях?

– Сегодняшняя плачевная ситуация в российском баскетболе сложилась из-за открытого лимита иностранцев в клубных командах. Взять, к примеру, ваш «УГМК». Разговаривать с этим клубом о национальной идее бесполезно. Его владелец вправе тратить свои деньги на строительство такой команды, какую хочет видеть. Но остальные команды точно так же начинают набирать иностранцев, да ещё и за государственные деньги. Этот лимит перекрывает дорогу нашим талантливым игрокам.

– Кто составит костяк предлагаемой сборной, и в чём эксперимент?

– Как пример: 18-летние девушки у нас выиграли последний чемпионат Европы. Задача этой команды на будущее в том, чтобы хотя бы половина этих звёздочек по прошествии двух лет могла играть вместе. Им нужна регулярная игровая практика. Сегодня им 18, на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро – 20, а в Токио – 24.

– А как дела с основной командой, которая в следующем году поедет на чемпионат Европы? Говорят, Мышкин вывел её в финальный турнир с первого места в группе, вытащив из болота.

– Только начал вытаскивать. Я пришёл в команду, где, по сути, ни одного игрока не было. Не могу набрать 25 человек в России! Но я к этому спокойно отношусь. Результаты уже есть. Всё-таки пауза в тренерской работе пошла мне на пользу. Телевидение очень помогло в этом смысле. Я в гуще событий, в курсе всех баскетбольных тем, ни один тренер так не подкован. У них просто времени нет на то, чтобы все матчи отсмотреть.

– Вот и подошли к сравнительно новой для Мышкина роли – комментатора.

– Да, уже три года работаю комментатором и экспертом на телеканале «НТВ-Плюс Баскетбол». На втором году работы мне доверили комментировать олимпийские игры в Лондоне. Я был участником не одной Олимпиады, но когда включили микрофон и режиссёр сказал: «Работаем!», понял, что тут нагрузка покруче, чем когда сам на площадке. Когда комментировал весь олимпийский турнир (женский и мужской – двадцать с лишним дней), я настолько сроднился с этой профессией, что эфиры у меня пошли спокойно.

– Как готовишься к эфирам?

– Да как можно подготовиться? Как можно о каком-то игроке всё знать? Это молодёжь так работает. Мне же не нужно в голове держать цифры. Ну, во-первых, это неинтересно тебе – зрителю, когда комментатор начинает умничать, мол, я всё знаю. Во-вторых, ты хочешь посмотреть на происходящее так, как я это вижу. По-простому. 

– Почему свой юбилей ты решил отметить на Урале?

– Если ощущаю себя моложе своих шестидесяти, то какой там, к чертям, юбилей! У меня много друзей одного со мной возраста, так они эти юбилеи начинают с 1 января отмечать. Вот и решил укатить на Урал. Да я уже забыл, как это – встречать день рождения со своими родными, которых у меня осталось-то два человека: сестра Лариса и племянник Денис. Да ещё столько дат поднакопилось: День венчания, День бани…