- В твоей карьере есть глава, связанная с Финляндией. Как появился вариант с переездом, и долго ли размышлял над предложением?
- Я начал сезон в "Горняке", в Учалах. Отыграл полтора месяца, после домашней серии мне позвонил спортивный директор "Автомобилиста" Олег Иаганесович Гросс и сказал, что есть вариант попробовать свои силы за границей. Я с этой мыслью ночь переспал, на следующий день уже ехал в Екатеринбург, а ещё через день улетал. Причём, как только прилетел в Финляндию, сразу отыграл матч за новую команду. Между последней игрой за "Горняк" и первой игрой за "Пеликанс" из Лахти прошло всего два-три дня.
- Нужно ли было на адаптацию к новому хоккею, к новой лиге?
- Конечно, потребовалось время. Всё-таки тот хоккей, который в ВХЛ и КХЛ, отличается от того, что требовалось в Финляндии. Но хорошо, что я сразу же попал в игровой ритм и уже по ходу дела привыкал к новым обстоятельствам. Лишний раз не было времени подумать: "А что, а где, а как?". Нужно было брать и делать.
- В бытовом плане насколько тяжело привыкнуть к новой стране?
- Менталитет у финнов другой, к этому нужно было привыкнуть. Абсолютно другой ритм жизни, что тоже было непривычно. А что касается языкового барьера, то здесь проблем не было. Практически все финны хотя бы на каком-то уровне говорят по-английски, поэтому объясниться можно было почти с каждым.
- К основной команде "Автомобилиста" ты присоединился в прошлом сезоне за несколько матчей до плей-офф. Насколько неожиданным для тебя это был вызов?
- Играя в фарм-клубе "Автомобилиста" - "Горняке" - мы прекрасно видели, что за нами следит тренерский штаб основной команды. Особенно когда "Горняк" стал базироваться в Верхней Пышме, а не в Учалах, мы стали ближе к основе. До этого ребят уже привлекали. Правильнее сказать, что о вызове в основную команду никто заранее не думает, не гадает. Мы были сконцентрированы на нашей игре в "Горняке", на результатах.
- Какие-то конкретные задачи были поставлены перед тобой?
- Нет. Такого, чтобы подошёл Билл Питерс и сказал, что я должен что-то конкретно делать на тренировках и играх, не было. Требования ко всем одинаковые в команде, ты должен хорошо выполнять свою работу.
- Перед плей-офф было волнение?
- Для меня это был первый полноценный плей-офф в КХЛ, так как до этого при Владимире Крикунове я был "лимитчиком" и провёл всего пару смен. Поэтому было волнение оттого, что не знаешь, что тебя ждёт. Одно дело - регулярный чемпионат, другое - игры на вылет. Но с первой игрой, когда провёл две-три смены, волнение ушло. Тем более что ребята в команде опытные, мастеровитые, где надо - подсказали, где надо - успокоили. Волнение в первой игре - это нормально.
- Ты не играл в КХЛ довольно долго, выступал в ВХЛ и в чемпионате Финляндии. Сильно отличается уровень хоккея в этих лигах?
- Игра везде более-менее одинаковая, отличия в основном в системе, в требованиях тренера, эти нюансы можно найти в каждой команде. В финской лиге можно сказать, чем одна команда отличается от другой, то же самое и в ВХЛ, и в КХЛ. Главное отличие, наверное - в КХЛ просто необходима полнейшая концентрация, особенно в плей-офф, когда остаются сильнейшие команды. Если, к примеру, из трёх ошибок в ВХЛ тебе могли забить одну шайбу, в Финляндии из трёх ошибок забросят две шайбы, а в КХЛ из-за одной ошибки могут забросить три шайбы. Это основная разница, которую невозможно не заметить.
- Сейчас, когда ты обосновался в основной команде, можно ли сказать, что адаптировался к КХЛ?
- Хочется на это надеяться, потому что уже достаточно времени нахожусь в команде, налаживаю взаимопонимание с партнёрами. Но с другой стороны, всегда есть куда расти, нужно работать, постоянно прогрессировать.
- В этом сезоне "Автомобилист" довольно много пропускает. Ты, как защитник, в чём видишь причину?
- Не могу выделить что-то одно. Скорее, это некий комплекс. Где-то сами много ошибаемся, и нас тут же за это наказывают. Где-то просто не везёт, вроде и играем хорошо. Где-то пытаемся сыграть слишком агрессивно, с упором на атаку. Плюс в начале сезона немного не получалась игра в меньшинстве, много пропускали в неравных составах. Сейчас вроде выровняли этот компонент.
- За счёт тренировок?
- Конечно. У нас хороший тренерский штаб, который обратил внимание на то, чего не хватало. Где-то какие-то винтики закрутили, где-то раскрутили. Что-то поменяли в наших действиях, и мы стали гораздо увереннее.
- Ты вызывался в Олимпийскую сборную на Кубок Германии в 2019 году и в нынешнем году. Играть за сборную, пусть и не основную - особые ощущения?
- Неважно, в какую сборную ты едешь. Это всегда только самые положительные эмоции. Всегда очень приятно и трепетно надевать майку, на которой изображён герб твоей страны, защищать честь страны на любом уровне. Это положительный опыт, положительные эмоции.
- На Кубке Германии сборная России потерпела три поражения. Как оценишь игру команды?
- Надо понимать, что у нас была очень молодая сборная. Это не оправдание, это данность. Я, например, не считаю себя ветераном, мне 24 года, а я был самым возрастным игроком нашей команды. Проиграли где-то именно из-за недостатка опыта, ошибались там, где нужно было сыграть попроще. В каждом матче мы забивали первыми, но затем уступали. Также надо сказать, что другие сборные были постарше нас, и для их хоккеистов это был один из последних шансов заявить о себе в преддверии Олимпиады. Я так думаю, что у словаков, немцев и швейцарцев наберётся по пять-семь человек из НХЛ, остальные будут представители разных европейских чемпионатов, поэтому они хотели себя проявить в этих матчах.
- Есть ли мечта об основной сборной?
- Это даже, скорее, не мечта, а цель. Если не будет такой цели, то надо задаться вопросом: "А для чего тогда всё это?". Нужно стараться, работать, и если всё будет идти хорошо, то вполне по силам её достигнуть.