С Теймуром вопрос, конечно, сложный, и FIDE ещё предстоит разобраться с ним и не думаю, что нам, журналистам, надо сейчас вмешиваться в эту непростую ситуацию.
Искать виноватых многим по душе, но текущая ситуация очень похожа на классическое размахивание кулаками после драки. С учётом того, что «драка», в общем, состоялась.
Шахматисты испытывали психологическое давление, это безусловно. Но профессиональные гроссмейстеры, равно как и другие спортсмены, испытывают давление всегда. И дело тут далеко не в коронавирусе. Это часть их работы и известно, что умение справляться с подобными вызовами – как раз отличает атлета от обычного человека.
Кроме того, шахматы – один из немногих видов, где игроки изолированы от других. Даже если отбросить нынешнюю ситуацию, то, например, на самом матче за мировую шахматную корону два участника играют за стеклом и без всяких зрителей в ближайшей окружности. Они также мало с кем-либо общаются, лишены бесконечных интервью и встреч.
На турнире претендентов, напомним, все остались здоровы и когда стартовал первый игровой день, в области даже не было ни одного подтверждённого случая.
Ну, а смотреть на «странные» результаты игр под призмой вируса? Не выигрывают потенциальные лидеры? Допустим. Но ещё перед началом, например, Анатолий Карповговорил – у всех есть шансы. Не выигрывает Каруана и сразу виноват вирус? Когда в 2016-м Сергей Карякин неожиданно для всех этот самый турнир выиграл, никто и близко подобные теории не выдвигал.
Критика в адрес организаторов дошла и до самого шахматного короля – действующего чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена. Он, к слову, поддержал организаторов турнира претендентов в Екатеринбурге.
– Очевидно, что сложившаяся ситуация хаотична, а все, кто изначально призывали отложить турнир теперь скажут: «Я же говорил». Но я считаю, что организаторы попробовали и сделали всё, что было в их силах, но сейчас всё это стало невозможно, – цитирует пресс-служба FIDE Карлсена. – Даже семь сыгранных туров имеют свою ценность. Мы, по крайней мере, попытались.
Теперь остаётся вопрос – когда будут доиграны семь остальных туров. Понятно, что подобная пауза скажется на подготовке и результатах, но сейчас в подобных условиях находится большинство спортсменов в мире и шахматисты, увы, не стали исключением.
FIDE рискнула насколько это было возможно. И вряд ли бы федерация реально поставила под угрозу чьи-то жизни ради результатов. Этого, как вы видим, в итоге не произошло.
На вынужденный перерыв гроссмейстеры уходят в следующем турнирном положении: 1–2 места: Максим Вашье-Лаграв, Ян Непомнящий – по 4,5 очка. 3–6 места: Фабиано Каруана, Аниш Гири, Ван Хао, Александр Грищук – по 3,5. И последние два места – Дин Лижэнь, Кирилл Алексеенко – по 2,5.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».