Отчего возникла путаница в электрических проводах
3 октября 2019, 16:43
Судя по всему, жить деревянному столбу осталось недолго Фото: Алексей Кунилов
К нам в редакцию обратилась жительница Нижнего Тагила Марина Беднягина:
– У меня небольшой домик в посёлке Аник – по сути, дача. Это в 15 километрах от Невьянска. У нас уже довольно давно проблемы с электроснабжением. Живут здесь 40 человек в 21 домовладении, и только семь домов подключены к электросети. Мы обращались в администрацию, прокуратуру, которая нас поддержала и выступила с иском к администрации Невьянского городского округа. Городской суд в иске отказал, но областной суд в апелляционном порядке встал на сторону прокуратуры в январе 2017 года и обязал администрацию обеспечить посёлок электроэнергией. Но воз, как говорится, и ныне там…
История действительно оказалась запутанной, и тут не обойтись без предыстории. Аник – посёлок небольшой, зимой здесь безлюдно. А начиная с весны и до глубокой осени вовсю кипит жизнь. В 1994 году супруги Галина и Георгий Аман создали здесь крестьянское хозяйство. С электричеством тогда уже не всё ладно было: отключения, слабое напряжение и так далее. И первым делом Аман упросил местные власти сдать ему в аренду линию длиной в четыре километра от ближайшей железнодорожной станции, и когда это случилось, поставил её на баланс своего крестьянского хозяйства. Но привести её в порядок не успели – в 1995 году здесь случился ураган и линию электропередачи повалило напрочь. Ну как без света жить? Восстанавливали всем миром: поставили новые столбы, протянули провода.
Постепенно сложилась, хоть и не всех устраивающая, но система: Аманы содержат линию, при необходимости подключают к ремонтам садоводов, но и плату за электричество с них собирают. Завели специальный журнал учёта расходов и оплаты энергии. Например, сгорел трансформатор, скинулись на новый всеми домовладениями. Кроме того, приходилось брать дополнительную плату за потери энергии при передаче, содержанию линии в зимнее время. Такой монополизм не всем нравился, конечно. Ворчали, но платили.
Система рухнула в 2012 году, когда тарифы на электричество подпрыгнули почти в два раза. Производить овощи, мясо, молоко стало невыгодно, и крестьянское хозяйство Амана объявило себя банкротом. И получается, что он распоряжается электричеством уже как физическое лицо, что незаконно. Он уже не имеет права ремонтировать линию и подключать к ней других жителей. Домовладельцы начали обивать пороги властных инстанций, но без толку. Позиция Невьянской администрации была такой: по закону муниципалитет не обязан обеспечивать дачников и садоводов электроэнергией – это их забота. Но их поддержала прокуратура и обратилась с иском в Невьянский городской суд, который признал правоту администрации. Однако суд высшей инстанции – областной – встал, в свою очередь, на сторону жителей посёлка Аник и обязал администрацию Невьянского городского округа обеспечить посёлок нормальным энергоснабжением.
И как же выглядит ситуация на сегодняшний день? В комитете по управлению муниципальным имуществом нам объяснили, что на данном этапе администрация сделала то, что должна была сделать: электролиния признана бесхозяйной и переведена в муниципальную собственность. На процедуру такого перевода уходит год, а то и более. Сейчас линии присвоен кадастровый номер и она внесена в Реестр бесхозяйных линий электропередачи. Жителям Аника рекомендовано определиться с энергоснабжающей организацией, которая возьмётся за подключение и эксплуатацию их линии. В данном случае это могут быть Нижнетагильский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» или Нижнетагильская дистанция пути Свердловской дистанции пути СП Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «РЖД». Это должно быть личное заявление от каждого физического лица. Сведений о таких заявлениях в администрации нет.
Тем временем на носу зима, а жители Аника остаются без электричества. Вот такие обрывки проводов.
Кстати
В министерстве энергетики и ЖКХ составлен Реестр бесхозяйных электросетей – в нём более 1,5 тысячи таких объектов. Как правило, такие линии прокладывали, когда строилось какое-нибудь предприятие или сельскохозяйственный объект. К ним подключались и физические лица. Предприятие по каким-то причинам закрывалось, а вот рядовые потребители оставались и у них тоже начинались проблемы.
- Опубликовано в №181 от 04.10.2019