– Он говорил, что на биеннале у него четыре экспозиции – инсталляция и три картины. Он со школы рисует?
– Нет, в школе не рисовал. Это у него пошло с тех пор, как он одно время сотрудничал с китайцами. Научился их каллиграфии и почувствовал вкус к рисунку…
На встрече Новосёлова с проректорами его спросили, был ли он в УрФУ?
– Я был в УПИ, на олимпиады ездил, после школы поступал на радиофак.
– И…?
– Не поступил. (Бурный хохот).
– Да экзамены я нормально сдал. А почему не поступил, не помню уже. То ли мне победы в олимпиадах не засчитали, то ли по здоровью…
К здоровью в то время действительно предъявлялись особые требования. Пришлось будущему нобелевскому лауреату учиться в Московском физико-техническом институте. Подобные зигзаги в науке – дело обычное. Так, в 2000 году Андрею Гейму присудили так называемую Шнобелевскую премию. Номинантов её в шутку определяют маститые учёные за самые бесполезные и никчёмные исследования. Гейма они осудили за изучение возможностей левитации у лягушки.
– Действительно бесполезное исследование? – спрашиваю нобелевского лауреата.
– Нет, конечно. Все же знают, что лягушки умеют летать. Нобелевской премией Гейм утёр им нос – не бывает бесполезных исследований, каждое может дать неожиданный поворот.
Пересказывать лекцию Новосёлова о графене – дело неблагодарное, да в данном случае и ненужное, мы всё-таки не физический журнал. Но мне было интересно, хотя понял далеко не всё, а заполненный студентами и преподавателями актовый зал слушал, затаив дыхание.
Хотя одну главку – об истории графита – наверное, стоит изложить. Первое упоминание о графите датируется 1555 годом. По чистой случайности неподалёку от Манчестера, буквально в двух километрах, где была лаборатория Гейма и Новосёлова (сейчас здесь уже их институт графена), стояло дерево. В него попала молния, оно упало, а под корнями люди обнаружили непонятные чёрные камни, которые оставляли след на руке. Вначале им метили овец пастухи, потом художники приспособились вставлять в деревянные футляры кусочки этого мягкого и пластичного камня. Постепенно и появился карандаш, а камень назвали графитом от слова «графо» (пишу), а по таблице Менделеева это шестой элемент карбон.
Ещё графит использовали как пищевую добавку в вино, и оно было намного дороже обычного. Непонятно, но ладно. Выяснилось, что у графита есть ещё одно замечательное свойство – тугоплавкость. Температура плавления – около четырёх тысяч градусов, а у железа – полторы тысячи. И графит стали использовать как формы для литья пушечных ядер, это уже стратегический материал!
В эпоху наполеоновских войн Великобритания была монополистом по добыче графита и решением парламента прекратила продажу его давнему сопернику – Франции. Пришлось французам изобретать свой карандаш.
Следующим этапом использования графита стали ядерная гонка и строительство атомных станций. Оказалось, что кроме тугоплавкости, графит ещё и поглощает электроны и с помощью графитовых стержней можно регулировать работу атомных реакторов, что важно при изготовлении оружейного плутония.
Графитовым месторождением под Манчестером владела одна семья, и надо ли говорить, что она сказочно разбогатела. Графит добывали шахтным способом, и эти шахты сохранились до си пор. Спрос и цены на новый материал росли непрерывно, и народишко стал приворовывать, несмотря на тщательную охрану. Кстати, именно тогда и родилось выражение «чёрный рынок».
Все материалы для своих исследований Гейм и Новосёлов брали именно оттуда. Сейчас они работают над созданием новых материалов, которые обладают памятью, способны возвращаться к прежней форме и адаптироваться к среде, в которой находятся.
Константин НОВОСЁЛОВ родился в Нижнем Тагиле в 1974 году. Отец инженер, мать – преподаватель английского языка в школе. В 1997 году с отличием окончил Московский физико-технический институт и работал в Черноголовке в Институте проблем наноэлектроники РАН. В 1999 году уехал сначала в Нидерланды, а потом в Великобританию. Работал в Манчестерском университете. Доктор философии. В 2004 году Новосёлов с Андре Геймом открыл и получил графен, за который им и была присуждена Нобелевская премия.