Владимир Легойда рассказал, чему научила история со строительством храма в Екатеринбурге
22 июля 2019, 16:08
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ порассуждал, чему научила Екатеринбург эта история. Фото: Екатеринбургская епархия
Владимир Легойда высказался о ситуации вокруг строительства храма в сквере у Театра драмы. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ в интервью «Российской газете» порассуждал, чему научила Екатеринбург эта история.
Приведём ключевые высказывания Владимира Легойды.
О народных протестах в сквере у Театра драмы:
- Давайте сначала уясним для себя главное: не было в Екатеринбурге противостояния «за храм или против храма». Это ложная пара. Речь шла о храме в сквере или о храме в другом месте. Все опросы - и старые, и новые, включая вциомовский, - показывают, что подавляющее большинство жителей за строительство храма.
О храмостроительстве в целом:
- Признаюсь, я когда-то сам был настроен несколько скептически к большим программам храмостроения. Но потом понял нечто очень важное. Во-первых, храмы никогда не стоят пустыми. Никогда. Во-вторых, отказываясь строить храмы, мы отказываемся от обозначения своей идентичности - культурной, исторической, мировоззренческой, ценностной. Тут глубочайшие вещи задеваются. Надо посмотреть на эту ситуацию не только из сегодняшнего дня, но из будущего. Из России через 30-50 лет.
«Мы же не бордель строим и не казино»
- В начале апреля друзья пригласили меня в Екатеринбург выступить на площадке выставки «Россия - Моя история». И как раз когда несколько сотен сторонников защиты сквера выходили его, как они говорили, «обнимать». На вопрос об этом я ответил прямо: если храм становится камнем преткновения - это очень плохо, такого быть не должно. Мы же не бордель строим и не казино.
Из-за чего начались протесты?
- Можно долго перебирать причины, почему там всё неожиданно взорвалось. Сегодня редко кто верит в спонтанность массовых выступлений. В способность к их организации людей, которым наплевать и на храм, и на сквер. Нам, в Церкви, конечно, очень странно было слышать в свой адрес: "Вы хотите застроить сквер!". Мы изначально не просили этого места под храм.
О «городе бесов»
- Я уж не говорю о том, какого накала эта история достигла, когда в адрес тех, кто протестовал против строительства в сквере, неожиданно полетело слово «бесы». С одной стороны, мне действительно непонятно и больно, когда есть такие протесты. С другой - когда, например, я обсуждал эту историю со своими студентами в МГИМО, девочка из Екатеринбурга сказала: там стоят её любимые преподаватели, одноклассники, разве они - бесы? И её тоже можно и нужно понять. И для меня как христианина этот вопрос не менее значим, чем строительство храма, который, я глубоко убеждён, должен быть и будет построен в Екатеринбурге.
О действиях Екатеринбургской епархии:
- Мне кажется, Екатеринбургская епархия вела себя очень достойно. По благословению митрополита Кирилла десять священников всё время были в сквере, когда там собирались люди. Отец Максим Миняйло, которого я лично знаю, там просто дневал и ночевал - в глубоких и ни на йоту не оскорбительных разговорах с людьми.
Какие уроки необходимо извлечь из истории с храмом?
- «Екатеринбургская история» обнажила перед нами нехватку уважения в обществе - всех ко всем. Оно - основа любого серьёзного диалога. Современному человеку нужно объяснять принимаемые решения. Нам надо учиться уважать всех. И тех, кто вышел протестовать. И тех, кто стоит на защите храма. И человека, который был готов построить для города храм, при этом обустроив и сам сквер, и набережную. Повторю: метод «продавить и заставить» не должен ходить в победителях ни у власти, ни у протестующих. Нам всем сегодня нужно учиться разговаривать друг с другом».
Добавим, что «Областная газета» газета подробно рассказывала, как развивалась история со строительством собора Святой Екатерины в сквере у Театра драмы.