Единственный «поющий фрегат»

21 февраля 2015, 10:28

Если командиру корабля капитану второго ранга Андрею Зайцеву поступит приказ, «Сметливый» выйдет в море через 30 минут. Фото: pioportal.ru

В 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота сторожевик «Сметливый» на особом счету. Во-первых, по сути, это большой противолодочный корабль, в сторожевые он был переквалифицирован в 1992 году. Во-вторых, это старейший корабль флота – ему недавно исполнилось 45 лет и он последний в строю из серии так называемых «поющих фрегатов» – так их назвали из-за особого звука турбин. В-третьих, он первым пошёл на эксперимент: организовал себе целевой призыв вначале пятерых, а осенью прошлого года уже десяти парней из Верхней Пышмы. Почему именно из Верхней Пышмы? Потому что в этом городе находится штаб-квартира компании – шефа корабля. Накануне Дня защитника Отечества в Севастополь прибыл корреспондент «ОГ».

В тему

Состав 30-й дивизии надводных кораблей:

  • ракетный крейсер «Москва» (флагман, в боевом строю), шефы – город Москва;
  • большой противолодочный корабль «Керчь» (готовится к списанию), шефы – города Белгород и Волгоград;
  • сторожевой корабль «Сметливый» (в боевом строю), шефы – компания УГМК, Свердловская область;
  • сторожевой корабль «Ладный» (в боевом строю, в настоящий момент в походе), шефы – город Тюмень;
  • сторожевой корабль «Пытливый» ( в боевом строю, тоже в походе), шефы – город Краснодар.

«Поздняк метаться, палуба покрашена»

Встретили хорошо. Правда, заместитель командира по работе с личным составом, а проще, по-старому, замполит – капитан-лейтенант Владислав Проценко не скрывал:

– Не вовремя вы маленько. Через несколько дней у нас проверка по форме «К1» штабом флота. Смотреть будут всё, образно говоря, от бака до юта (от носа до кормы – прим. ред.) и от мачты до киля. У каждого матроса, мичмана, офицера в нагрудном кармане есть книжечка, в которой прописаны его обязанности, действия на вахте, по тревоге, при каждом виде учений на своём боевом посту. Всё это они должны знать наизусть и проверяющие могут спросить любого. Поэтому сейчас учим, драим, красим, чиним, проверяем, ремонтируем. Люди заняты, бывает, до ноля часов. Но встречу с ребятами проведём, фотографирование, где можно, организуем…

То, что уральцы здесь под более пристальным вниманием, я понял уже из вывешенного на стенке каюты-кабинета замполита «Экрана состязательности матросов из ГО Верхняя Пышма». Отметок там пофамильных немного: «Есть долги по зачётам», «Уснул на вахте», «Дежурный отметил дневального» и так далее. Прошу объяснить мне, тёмному во флотских делах, а для чего, собственно, вахту стоят, когда корабль на причале? В походе – всё понятно.

– Как для чего? – удивился замполит. – Корабль стоит, но работает множество агрегатов, мы постоянно на связи, за всем надо смотреть. Вот недавно один корабль буквально выгорел в машинном отделении. Произошло короткое замыкание, вахтенный недоглядел, теперь под списание пойдёт, ремонту уже не подлежит. А мы ведь всегда с полным боезапасом – приказ на выход в море может поступить в любую минуту.

Только разговорились, как вдруг ожила громкая связь: «Учебная готовность к выходу в море!». Сразу топот, беготня, друг за другом хлопают, задраиваются все двери на палубу для герметичности. Замполит схватил противогаз и умчался на свой пост. Потом пояснил: «Обычное дело, в день по несколько раз такие учения бывают. На пожар на борту, на пробоину, на отказы машин и так далее».

Как в воду глядел, только всё успокоилось, поступила команда на следующие учения: «Пробоина по левому борту!» Опять внешне вроде суета, но аварийная команда вскоре докладывает, что пробоина заделана, живучесть корабля восстановлена. А тут и время обеда.

Каждый день на корабле расписан по минутам. В 5.30 утра вахтенные драют палубу. В 6.00 подъём в кубриках, туалет, утренняя пробежка или прогулка – в зависимости от погоды, завтрак. В 8.00 – подъём флага при общем построении, утренний осмотр. Затем занятия по матчасти, общегосударственному устройству, учения, проверки всех систем, работы по ремонту, покраске и прочее. Красят здесь везде и непрерывно, поэтому надписи на бумаге у одной из дверей на палубу «Поздняк метаться, палуба покрашена» я не удивился и даже порадовался чувству юмора ребят. Как мне объяснили, благодаря повседневному уходу 45-летний корабль выглядит как новенький.

Скорей бы в море!

Об этом мечтают все. Офицеры – потому что не надо будет заполнять многочисленные бумаги, составлять планы и отчёты. Матросы – потому что вахта обретает иной смысл, возможны заходы в иностранные порта и даже выход на берег, а это всегда интересно. И вообще, наконец понимаешь, для чего созданы корабли и весь флот, когда в Средиземном море то встречается английский военный корабль, то турки вдруг начинают проявлять какую-то заинтересованность: «А что это вы тут делаете?» «А вы?» – в свою очередь, интересуются на «Сметливом»... А если американцы прибыли, то взаимный интерес удваивается. Никто, конечно, никого ни о чём не спрашивает, все демонстрируют своё военное присутстсвие в нейтральных водах и приглядывают друг за другом.

Крайний поход «Сметливого» продолжался 150 суток в Средиземном море с апреля по сентябрь прошлого года. По стечению обстоятельств, как раз в Сирии в это время было очень неспокойно, мягко говоря. Но для моряков всё обошлось без конфликтов и серьёзных поломок. Перед этим был поход с сентября 2013 года по февраль 2014 года с выполнением различных задач в районах Средиземного моря, пройдено за это время более 22 000 морских миль. Корабль тогда принял участие в мероприятиях «Русской недели на Ионических островах», представлял Россию в двустороннем российско-итальянском военно-морском учении «Иониекс-2013», взаимодействовал с кораблями и судами Северного и Балтийского флотов, входящих в состав постоянного соединения Военно-морского флота в Средиземном море, совершил заходы в порты Греции, Италии, Франции и Мальты. Всего на счету сторожевика более десятка подобных походов с заходами в иностранные порта во Франции, Италии, Марокко, Сирии, Туниса, Турции, Индии, Греции, Мальты. Ну а Кипр – это вообще как дом родной.

Всё хорошо в походе, да вот одна проблема – жарко, питьевой воды не хватает. На человека выдают по 0,5 литра на сутки. Но в следующем походе, который намечен для «Сметливого» на лето нынешнего года, большие надежды на новый опреснитель воды, пригодной и для питья, подаренный шефами. Пока его даже не опробовали, потому что вода в Севастопольской бухте заилена, не хочется рисковать. Вообще надо сказать, что придуманное в трудные для страны, армии, флота 90-е годы шефство городов и предприятий над кораблями и воинскими частями пришлось как нельзя кстати и тем, и другим. Шефы помогают оргтехникой и разным бытовым оборудованием, которое не предусмотрено никакими воинскими сметами, медицинским обслуживанием. А срочники, что служат в подшефных частях, чувствуют особую ответственность, с дисциплиной в таких частях на порядок лучше обстоит дело.

Где болгарка?

Жизнь боевого корабля, конечно же, состоит не только из походов, учений, стрельб, ремонтов и авралов. Ну вот упала на замполита простая вроде задача: надо выстроить новую схему рассадки людей на время приёма пищи, которая происходит в две смены, так как маловата столовая для личного состава. Котёл-то общий для всех, но срочникам стали выдавать конфеты. И как столы накрывать, когда и мичманы, и контрактники, и срочники сидят за столами вперемежку? Надо разработать новую схему размещения людей. Из корабельной мастерской замполит вызывает матроса Карпова:

– Давай схему будем составлять. Успеть к обеду.

Пока мы разговариваем с ребятами из уральской команды, подыскиваем места для фотосъёмок (хотелось бы, конечно, сделать это на их боевом посту, но режим секретности, понимаете ли… Это кораблю 45 лет, а про начинку такого не скажешь), Карпов, как он сам о себе сказал, самый скандальный брянский журналист, пыхтит над схемой. Приходит замполит с пластиковым листом:

– Это надо разметить и аккуратно распилить на квадраты и схему каждого стола перенести.

– Ножовкой не получится, товарищ капитан-лейтенант. Надо болгарку.

– Так иди, ищи.

– Я не знаю, у кого она.

– У боцмана спроси. На корме кто-то с ней работал.

Карпов исчезает. Приходит через полчаса:

– Нет там болгарки. Никто не знает, где она.

– Карпов, не выводи меня из себя. Ищи!

Приходит через час:

– Нашёл! Но она без диска. Сказали, что если найду диск, Героя России дадут…

Видно было, что замполиту хотелось сказать многое, но лишь рукой махнул:

– Исчезни с глаз моих. Вечером поеду домой, куплю диск, один день у нас ещё есть.

А Карпов ещё раз нарисовался попозже – старпом послал узнать, не было ли эсэм­эски с сообщением о зарплате. Пришлось огорчить старпома: не упали ещё денежки.

Кстати, о зарплате. До возвращения Крыма в Россию она была значительно больше, матросы-срочники получали в размере 200–300 долларов, служба-то шла за рубежом, в другой стране. Военкоматы ломились от желающих служить в Крыму. Коли речь зашла о возвращении Крыма в Россию и референдуме, интересуюсь тем, что делал флот в эти дни.

Пришлось затопить «Очаков»

Флот был, конечно, в полной боевой готовности. И сейчас уже не секрет, что «вежливые люди» попали в Крым не путём телепортации. Украинские ВМС дёрнулись было к Севастополю, но своевременно были заперты на выходе из озера Донузлав, где ночью был затоплен уже списанный большой противолодочный корабль «Очаков». Он лежал на боку, полностью перекрывая выход из бухты, где находилась значительная часть плавсостава ВМС Украины. Над водой возвышался на высоту до девяти метров. Корабль большой – около 120 метров в длину. Просто так оттянуть его было невозможно. Затоплено было и спасательное буксирное судно «Шахтёр». Позже их подняли. Другие украинские корабли просто не пропускали в Севастополь. Обошлось без стрельбы, но брандспойтами пополивали друг друга изрядно. Кроме того, матросы патрулировали вместе с полицией в городе. Этот экзамен, впрочем, как и многие другие, Черноморский флот выдержал с честью.

Кстати

Год назад, в День защитников Отечества, в Севастополе состоялся «Митинг народной воли», на котором горожане сделали свой выбор, определивший в дальнейшем судьбу Севастополя и Крыма уже на прошедшем 16 марта Всекрымском референдуме. Крым вернулся в Россию, день 16 марта стал в Крыму праздничным, следовательно, выходным.