Нарушения вскрывают и многочисленные проверки Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые идут сейчас по всей стране. Как отчитывается ведомство на своём сайте, по состоянию на 1 августа «проверено почти 5 тысяч объектов торговли, на которых выявлено около 8 тысяч нарушений. Как показали надзорные мероприятия, около двух третей (63%) не изменили порядок своей работы». Чаще всего такие нарушения проверяющие находят в магазинах торговой сети «Магнит» (72% проверенных объектов работали с нарушениями), «Перекрёсток» (70%), «Ашан» (68%), «Дикси» (66%).
Идут проверки и в Свердловской области. Пресс-служба регионального управления надзорного ведомства сообщила, что проверки прошли на 153 объектах торговли, в ходе которых выявлено 40 фактов нарушений правил торговли в части выкладки молочной продукции.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, «Выявленные в ходе проверок нарушения, связанные как с отсутствием информационной надписи, так и с выкладкой продукции без визуального её отделения от иных пищевых продуктов, уже послужили основанием для составления более 3 тысяч протоколов об административных правонарушениях».
Кстати, в законе нет конкретных рекомендаций, как именно «визуально отделить» молочку от продукции, произведённой с использованием растительных жиров. Одни цепляют стикеры с надписью «без заменителей молочного жира» на ценники, другие – рядом с ценниками, третьи – сверху над всей полкой. Конечно, это дезориентирует покупателей. Самые въедливые из них, думая, раз есть надпись «без заменителей молочного жира», начинают искать надпись «с заменителем молочного жира» – и не находят её. Оказывается, правительство, изменив правила выкладки молочных продуктов, не обязало продавцов сопровождать соответствующей надписью продукты, содержащие растительные жиры. Они в лучшем случае окажутся на отдельной полке без всяких надписей, в худшем – на одной полке с натуральной молочной продукцией. Получилась какая-то полумера.
– Хотелось бы, чтобы более чётко разграничивалась на полках магазинов та и другая продукция, – говорит председатель некоммерческой организации «Союз предприятий молочной промышленности Свердловской области» Игорь Пехотин. – Я видел сам, что в некоторых магазинах натуральная молочная продукция стоит вообще отдельно от другой и там большими буквами написано, что это именно натуральная, но так делают не везде.
Но многие молочники считают: изменения правил раскладки товара на полках магазинов вообще ничего не решат. Бороться с молочными суррогатами надо иначе.
– Проблема в том, что в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» среди прочих значится «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира». Пока данная позиция существует в законе и эта продукция регулируется как молочная, разделять полки совершенно бессмысленно, – считает директор московского «Центра Изучения молочного рынка» Михаил Мищенко. – Если продукты с заменителем молочного жира указаны в законе как одна из молочных категорий, следовательно, молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира принимаются законом как молочные. С чем же мы тогда боремся?
Производители молока давно требуют убрать из «молочного» техрегламента категорию продукции с заменителем молочного жира. Благодаря этой лазейке недобросовестные производители выставляют на торги по госзакупкам свою дешёвую, но суррогатную продукцию – и выигрывают их. Так на законных основаниях масло и творог с растительными жирами поступают в больницы, школы и интернаты. Но от них же нет той пользы, как от натуральных.
– В мире давно уже эту проблему решили, а мы пытаемся изобрести свой велосипед. Яркий пример – молокосодержаший продукт с заменителем молочного жира «Нутелла». Он пришёл к нам из-за рубежа, поэтому его никто не пытался поставить на молочную полку, он изначально был создан как кондитерский продукт. Мы же на одной полке пытаемся разместить и молоко, и то, что таковым не является, – говорит Михаил Мищенко.
Одновременно с новыми требованием по выкладке молочной продукции на полках магазинов с 15 июля по всей стране начался другой эксперимент – по маркировке молочной продукции специальными QR-кодами.
Информацию с них можно считывать с помощью смартфонов. На упаковках в таком закодированном виде указываются сведения, на каких предприятиях, фермах, из какого сырья была изготовлена эта продукция. Участие молочных заводов в этом эксперименте осуществляется на добровольных началах. Пока ни один из свердловских молзаводов не изъявил желания это делать. Одна из причин – введение QR-кодов потребует больших вложений, что повлечёт удорожание продукции.