– У нас трудовая школа. В пятом классе шесть уроков труда в неделю, в девятом – уже двенадцать. Обучаем швейному делу, столярному. Также наши ученики умеют выполнять все бытовые обязанности. Есть мальчик, который филигранно моет окна, а наши девочки занимают призовые места на кулинарных конкурсах. Все эти навыки им пригодятся во взрослой жизни, – уверена учитель-дефектолог нижнетагильской школы-интерната №1 Ирина Ивакова.
Проблемы трудоустройства связаны с возрастом выпускников. Школу они оканчивают в 15 лет, курс обучения в техникуме – один год. Лишь единицы продолжают дальнейшее обучение на платной основе. Например, помощник повара получает специальность повара-кулинара.
Большинство же начинает искать работу в 16 лет. Кто ждёт таких юных специалистов, да ещё зачастую имеющих статус инвалида?
– После получения профобразования мы имеем право предлагать работу только по полученной специальности. Работодатели чаще всего отказывают таким соискателям, а если и соглашаются, то молодые люди не могут пройти медкомиссию. Одни – по медицинским показаниям, другие – из-за дороговизны, – пояснила начальник отдела нижнетагильского центра занятости Марина Удинцева.
Слабые звенья, выявленные в образовательном маршруте выпускников коррекционных школ, тагильские педагоги намерены укреплять вместе со специалистами областных министерств и активистами общественных организаций. Проблемы имеют не локальный характер, так как согласно статистике министерства общего и профессионального образования Свердловской области, в нашем регионе по программам для детей с интеллектуальными нарушениями обучается 10 143 школьника. Каждый из них должен найти своё место на рынке труда.