Повсюду — вооружённые полицейские. За порядком около храма Гроба Господня в Иерусалиме во все дни Страстной седмицы, а особенно в субботу, когда христиане ожидают схождения Благодатного огня, следит полиция. Говорят, она действует совершенно беспристрастно. Ведь иудеи (а их в Израиле большинство) не признают христианство и в конфликтах не встают на сторону ни одной из христианских церквей. Просто следят за порядком, чтобы не допустить терактов и других ЧП. Проверяют документы. Есть пропуск — иди. Нет — поворачивай обратно. Сопротивляешься? Вытаскивают волоком. «Не имеет значения, женщина ты или ребёнок», – шепчет паломница из Москвы. Народ переговаривается, объясняя друг другу простые правила. Это вам не родной город, где можно сопротивляться полиции, а потом качать права. Пожалуй, здесь спросят только об обязанностях…
Перед храмом — а его ещё называют храмом Воскресения Христова (по преданию, Иисус Христос не только принял здесь смерть, но и воскрес) — небольшая площадь. И если на площади кажется тесно, и люди стоят плечом к плечу, то в самом храме ситуация ещё более напряжённая. То и дело слышится армянская отрывистая речь. Представители Армянской апостольской церкви стремительно пробираются через толпу, лишь слегка покрикивая. Кажется, верующих армян здесь не меньше, чем африканцев. Вообще-то, неудивительно: армянская церковь занимает в храме значительную территорию. И, говорят, она очень деятельная…
Сегодня армянской церкви принадлежит храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии», а также Камень помазания. Её священники служат и в Кувуклии (часовне, где, считают христиане, находился гроб Иисуса Христа). Паломники переговариваются, что большее количество пропусков для светских людей на схождение Благодатного огня также выдала армянская церковь. Правда ли это? Неизвестно. Но в Старом городе в Иерусалиме, ходили слухи, эти пропуска продавали за 300 долларов.
Возможно, именно так и получили доступ на площадь к храму раскольники с Украины. Группа людей в облачении православных священников пыталась пройти в двери храма. Они шли настойчиво, уверенные в своей правоте. Золотые цепи с крестами блестели на солнце — внешне они ничуть не отличались от православного духовенства. Но путь им преградили израильские полицейские с автоматами наперевес. По площади разнеслись слова чуть повышенного тона. Очень короткий спор, и мужчин оттесняют к стене. Толпа их зажимает, как водоворотом, и их относит вправо, к колоннам. Удивляемся: это что же, у священников нет разрешения на службу в храме? И только после понимаем, что это украинские раскольники. Оказывается, священники Украинской православной церкви Московского патриархата к этому времени были уже внутри храма. Правда, уходить с площади они не стали (а позже стало известно, что раскольники прошли в храм под видом мирян).
Ожидание огня продолжается несколько часов подряд. Мы, уральцы, изнываем от палящего солнца. А африканцы, кажется, ничуть не устали. Они ходят по камням площади босыми ногами, и все поблизости от них стараются быть поосторожнее, чтобы не наступить на них своей обувью. В храме священники во главе с Патриархом Иерусалимским Феофилом III вначале трижды проходят крестным ходом вокруг Кувуклии, а затем проводят традиционную службу.
Обряд испытан временем: в Святой Гроб вначале входит патриарх, а вслед за ним — армянский архиерей. О том, что это произошло, узнать в этот момент никак нельзя, только если не стоишь в непосредственной близости от Кувуклии. Всё должно было бы затихнуть, но народу в храме так много, что настоящей тишины нет: все молятся. Но когда патриарх выходит с зажжёнными свечами, одновременно раздаётся колокольный звон. Огонь расходится стремительно — у всех в руках заготовленные лампадки, чтобы не погасить его в пути случайным ветерком. В отличие от африканцев, нам, уральцам, везти его по небу — спецрейсом «Уральских авиалиний» в течение примерно пяти часов.