– После появления первых квитанций наши читатели массово жаловались на завышенные нормативы по ТКО. Как они определялись?
– Порядок определения нормативов накопления ТКО установлен «правилами-269» (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления ТКО», – Прим. ред.). Комиссия определила нормативы накопления ТКО, опираясь на данные, полученные от муниципалитетов области. Администрациями муниципальных образований была направлена информация о массе и объёме накапливаемых ТКО по четырём сезонам года, полученная в результате проведенных замеров. Использовать иные данные для расчёта нормативов накопления ТКО нельзя.
При проведении замеров от индивидуальных жилых домов учитывались суммарные объёмы и масса отходов, образующихся непосредственно в жилом доме, на приусадебном земельном участке, а также от надворных построек (это бани, гаражи, теплицы…). При проведении замеров массы и объёма ТКО от многоквартирных домов учитывался объём и масса ТКО, накапливаемых только в жилых помещениях. Поэтому нормативы накопления ТКО для индивидуальных жилых домов больше, чем для жилых помещений в многоквартирных домах.
– От чего ещё зависят суммы в платёжках?
– Стоимость коммунальной услуги по обращению с ТКО зависит от способа определения объёма ТКО. То есть при расчёте объёмов исходя из нормативов накопления ТКО ежемесячная стоимость будет фиксированной. А при определении объёмов по количеству и вместимости контейнеров для накопления отходов в местах сбора стоимость услуги может меняться. В зависимости от накопленного и вывезенного объёма ТКО стоимость будет больше или меньше.
Для многоквартирных домов есть правила раздельного накопления ТКО на контейнерной площадке. Кроме того, региональные операторы предлагают потребителям, в случае отсутствия контейнера, бесконтейнерный вывоз отходов. Это способ с использованием пакетов, предоставленных региональным оператором. Бесконтейнерный способ вывоза отходов также позволит потребителям оплачивать фактический объём коммунальной услуги по обращению с ТКО. Это удобно для жителей частных домов. Вывоз 110-литрового пакета стоит порядка 76 рублей. Гражданин, проживающий в частном секторе, может оплатить вывоз мусора как по нормативу, так и по количеству фактически накопленных отходов.
– Где в области сейчас самые высокие и самые низкие тарифы по обращению с ТКО?
– На территории Свердловской области работают три региональных оператора. Постановлением РЭК Свердловской области от 5 декабря 2018 года № 200-ПК установлены долгосрочные единые тарифы на услугу региональных операторов. Замечу, 14 марта 2019 года на заседании правления комиссии был рассмотрен вопрос о снижении тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами для операторов и региональных операторов. Принятое решение обусловлено изменениями федерального законодательства. Снижение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении малоопасных ТКО привело к уменьшению тарифов операторов. Вследствие этого тарифы региональных операторов с 1 апреля 2019 года снизились с 1,1 до 1,7 процента в зависимости от регоператора. В настоящее время единые тарифы на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами у региональных операторов следующие: у ООО «ТБО «Экосервис» – 705 рублей 66 копеек за кубометр, у ООО «Рифей» – 835 рублей 97 копеек за кубометр, у ЕМУП «Спецавтобаза» – 686 рублей 05 копеек за кубометр.
Тарифы в сфере обращения с ТКО определяются с учётом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (с учётом данных за предыдущие периоды), определённых Минэкономразвития РФ в сентябре 2018 года.
При расчёте единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и величины необходимой валовой выручки проведены:
– анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчёта объёма отпуска услуг;
– анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации.
Исключены экономические необоснованные расходы трёх региональных операторов на сумму свыше 1,6 млрд рублей.
В соответствии с Федеральным законом регулированию для региональных операторов подлежит предельный единый тариф на услугу по обращению с ТКО. Тарифы являются предельными максимальными и могут быть понижены по соглашению сторон – регионального оператора и потребителя. РЭК утверждает тариф и контролирует его применение, так чтобы его нельзя было превысить. При этом понизить тариф регоператору можно. Также РЭК устанавливает нормативы накопления ТКО.
Как подчеркнули в РЭК, расчёт тарифов в сфере обращения с ТКО произведён в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О государственном регулировании тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами», методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, и др.