Со снимка смотрит на нас бравый красноармеец. В 1926 году он прошёл Школу командиров Рабоче-Крестьянской Красной армии в Полоцке, о чём сохранились свидетельство и адрес с подписями и печатью. «Вы принимаете на себя величайшую ответственность перед Рабоче-Крестьянским правительством; Ваш выпуск совпадает по времени с усилением зарубежной вражды и усилением военной опасности Союзу трудящихся», – говорится в одном из документов.
А родился Алексей Иванович в 1903 году в деревне Старичонки Орловского уезда Вятской губернии — об этом нашлась запись в метрической книге Преображенской церкви соседнего села Великая Река. В 1922 году, после революции, он с братьями перебрался в Вятку — работать на кожевенном заводе.
По семейным рассказам, был могуч, – враз поднимал и переносил по две-три шкуры. Женился уже после командирских курсов. И когда пошли дети, работал в районном финотделе.
А нянчиться с детьми к нему в Вятку из деревни приехала мать — Екатерина Абрамовна. Прапрабабушка Екатерина Абрамовна вместе с мужем Иваном Моисеевичем родили 9 детей, и 6 из них дожили до старости уже в новом времени.
– Многие факты из жизни семьи удалось восстановить только по фотокарточкам, – говорит Автаев. – Хорошо, что прежде их всегда подписывали с оборотной стороны.
Понимая важность таких подписей, Александр все современные фотографии теперь, во-первых, непременно печатает, а во-вторых, снабжает письменными объяснениями. Переснял карточки предков у родственников и составил целый исторический фотоальбом родословной — настоящая ценность для последующих поколений.
Рассматриваю этот альбом, вижу переснятое военное удостоверение: в 1941 году Алексей Стариков был призван в армию. Окончил стрелковую школу, служил в 581-м отдельном стрелковом батальоне, а с июля 1942 года его переправили охранять военные аэродромы.
– В запас прадеда уволили в 1943-м, когда он был контужен и ранен, – рассказывает Александр Автаев.
Между тем
Родня по всей России
Сейчас потомки Стариковых живут в разных местах страны: от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга. Разъезжались в XX веке учиться в вузах, строить заводы и поднимать сельское хозяйство. И никто из большого рода Стариковых не пострадал от ГУЛАГа, так что мнение, будто репрессии коснулись каждой советской семьи, опровергает этот факт. Есть родня у Стариковых и в Москве, и в Ставрополе. Только в родной Вятке — ныне Кирове — их уже не осталось. Когда составитель родословной приезжает работать с архивами в Киров, то селится в гостинице. Самую ценную информацию о своём роде он узнал, изучая архивные документы.
Сейчас поколенная роспись Стариковых на склеенных листах офисной бумаги не умещается на письменном столе, а начинается она с черносошного крестьянина Гаврилы Старикова, родившегося в 1680 году в деревне Деньгинской (по-местному, Старичонки) Орловского уезда Вятской губернии.
Опубликовано в №23 от 08.02.2019 под заголовком «Из всей семьи Стариковых никто не пострадал от ГУЛАГа»