После отмены или изменения того или иного маршрута мэрия публикует на сайте новость с информацией об альтернативных вариантах общественного транспорта, но чтобы найти эти разрозненные сведения и внятную концепцию транспортной реформы, придётся постараться. На сайте Екатеринбург.рф есть специальная вкладка «Новая маршрутная сеть», однако последние новости там датируются сентябрём 2017 года. Где оставить предложение – непонятно. Интерактивных карт и графиков пока нет.
В других российских городах, где тоже запускают транспортную реформу, по-разному решают проблему коммуникации с жителями.
Удачный пример, на наш взгляд, – Чебоксары, где новую транспортную модель ввели с 1 декабря прошлого года. Сити-менеджер администрации публично объявил, что «если при реализации реформы допустили ошибки, их готовы исправлять». В январе на портале «Открытый город» чиновники запустили опрос граждан по 13 маршрутам, опубликовав информацию об этом во всех местных СМИ. Результаты голосования с учётом экспертных мнений приняли в работу: в течение месяца в схему планирования перевозок внесут корректировки.
В пресс-службе мэрии Екатеринбурга пояснили, что в ближайшее время будет создана рабочая группа для дальнейшего решения транспортных вопросов и введения новой маршрутной сети в уральской столице с привлечением экспертов, депутатов и общественности. «Вопросы сейчас собираем, со следующей недели начнём публиковать ответы», – сообщили в пресс-службе. В мэрии также пообещали создать для обсуждений «отдельную страницу в сети Интернет». Но почему нельзя было с первых дней подготовки к транспортной реформе организовать системную обратную связь с жителями? Пока люди общаются на эту тему в пабликах социальных сетей, но читают ли их представители местной власти – вопрос.
– Важно понимать, что к июлю, когда в городе начнётся транспортная реформа, к ней нужно быть готовым в первую очередь информационно, – прокомментировал депутат городской думы Тимофей Жуков. – Такие общественно значимые реформы, конечно, должны сначала обсуждаться.
Пятничное совещание, посвящённое отмене только одного маршрута, стало показательным: чтобы к июлю число вопросов по транспортной реформе не достигло критического уровня, работать с людьми надо уже сегодня.
– Спасибо мэрии, что сейчас, в отличие от прошлых лет, она готова слышать просьбы горожан, откликаться на них и прорабатывать решения, признавать недоработки, – прокомментировал депутат Госдумы РФ Дмитрий Ионин, также участвовавший в обсуждении.
Александр Высокинский на встрече с журналистами подчеркнул, что не станет проводить реформу «любой ценой». В марте будет проведён анализ пассажиропотока – отслеживать перемещения граждан планируют с помощью сигналов их мобильных телефонов. А дальше будут приниматься решения. Например, есть предложение организовать сеть так называемого «подвозящего» транспорта (скорее всего, это будут частные компании), с которого пассажиры будут пересаживаться на маршруты муниципального транспорта, курсирующие в центральной части, при этом точка пересадки должна быть одна.
– Задача комитету транспорта — увеличить информированность населения. Сейчас она невысокая, – подытожил Высокинский.