Требования к противогололёдным материалам разработаны государственным научно-исследовательским институтом «РосдорНИИ» и утверждены федеральным Министерством транспорта. По составу они подразделяются на три группы: фрикционные (песок, щебень, шлак), химические (различные хлориды, ацетаты, карбамиды, нитраты) и комбинированные. В требованиям к ПГМ прописано: данные материалы должны быть нетоксичными, негорючими, взрыво- и радиационно безопасными. А по степени воздействия на человека – относиться к веществам класса умеренной опасности.
ПГМ, закупаемые для Екатеринбурга, – химические: в их состав входит хлорид натрия (65–70 процентов) и хлорид кальция (25–30 процентов). Доцент кафедры физической и коллоидной химии УрФУ Елена Иканина подробно рассказала принцип действия реагентов:
- На дорогах не используют хлорид натрия или соль, как мы говорим, в чистом виде. А применяют соль техническую – хлорид натрия с разными примесями. Попадая на лёд, такая соль проявляет гигроскопические свойства, то есть поглощает влагу из воздуха. За счёт этого соль растворяется, процесс идёт с поглощением тепла из окружающей среды. Образующийся соляной раствор не замерзает и, в свою очередь, начинает растворять лёд.
Увидеть соли в действии уральцы могут на собственной… обуви.
- Появляются белые разводы, пятна. Люди просят почистить, отремонтировать. Даём советы – замшу обрабатывать спреем с водоотталкивающей жидкостью, а кожу обязательно сушить и чистить кремом, иначе останетесь без обуви, – говорит совладелец сети екатеринбургских мастерских по ремонту обуви и одежды Виктор Ращупкин.
Только за прошлый сезон Екатеринбург использовал на дорогах почти шесть тысяч тонн ПГМ, рассказал в интервью РБК собственник марки «Бионорд» и основатель пермского завода ПГМ Рустам Гильфанов. Но нужды мегаполиса это не покрывает: по словам Гильфанова, за сезон уральской столице требуется 10 тысяч тонн реагентов только на дороги и ещё около пяти тысяч тонн – на тротуары. Экологи бьют тревогу.
- Эти химикаты вредят и почве, и растениям. А «каша» после них вкупе с выхлопными газами создает негативную экологическую обстановку в городе, – утверждает председатель свердловского областного отделения Всероссийского общества охраны природы Николай Калинкин.
Химический состав реагентов вызывает опасения у докторов.
- Для детей, склонных к аллергии, такие материалы могут вызвать реакцию на коже – различные дерматиты, крапивницу. Или на органах дыхания отразиться. Хлорид кальция, кстати, более аллергичен, хотя его в составе ПГМ меньше, чем хлорида натрия. Может возникнуть реакция и у взрослого человека, – говорит врач-педиатр екатеринбургской детской поликлиники №13 Любовь Меньшикова.
Медики и экологи советуют властям отказаться от «химии» на улицах и закупать больше специализированной техники, чтобы вовремя убирать и снег, и наледь. Возможно ли это?
В одном из первых интервью в СМИ мэр Екатеринбурга Александр Высокинский констатировал, что дорожная сеть города не рассчитана на количество автомобилей, которое сейчас по ней передвигается. Катастрофически не хватает не только дорог, но и автостоянок. В результате из-за пробок и стихийных парковок на обочинах дорог не получается вовремя убирать снег. Поэтому коммунальным службам приходится плавить его с помощью реагентов, иначе город попросту встанет.
- Наледь, образующаяся при перепадах температур, ухудшает сцепные качества дорог и повышает вероятность ДТП и травмоопасных ситуаций, – прокомментировали в пресс-службе Орджоникидзевского района Екатеринбурга. – Поэтому без реагентов не обойтись. Распределение препаратов может производиться с использованием спецтехники с разбрасывателем, а также вручную – с хозинвентарём.
По всей видимости, негативные эффекты от противогололёдных материалов – это плата за жизнь в мегаполисе. В небольших муниципалитетах области дороги и тротуары посыпают обычно песком или щебнем мелкой фракции, потому что химические реагенты им попросту не по карману. К слову, 70 миллионов рублей, выделенных уральской столицей на ПГМ, – это почти два бюджета Баженовского сельского поселения, три с половиной – Ницинского сельского поселения и треть бюджета Гарей. В мегаполисе проезжая часть должна быть чистой, чтобы не погрязнуть в авариях, и пока власти Екатеринбурга не нашли другого способа борьбы с гололёдом, с ПГМ придётся считаться.