– Работе с деревом учились в русских семьях сызмальства, – объясняет Краев. – Мальчишка к 15 годам умел не только деревянную игрушку себе выстрогать, но и топорище, да и избу, баню ставил, помогая отцу.
– Но даже если это умение подрастерялось, никогда не поздно вернуть его, – добавляет антрополог-этнолог, методист Центра традиционной культуры народов Среднего Урала Вячеслав Печняк. – Сегодня строят дачи, дома в садах в традициях уральских русских — правильно построенный дом из хорошо подготовленных брёвен сосны стоит до 300 лет. В Свердловской области даже появилась строительная артель, которая так работает — в Алапаевском районе.
Правильно подготовленные брёвна — это просушенные не меньше трёх-пяти лет. Случалось видеть в деревнях покосившиеся домишки? Вроде дом и не старый по русским меркам, стоит всего несколько десятилетий — а кривой… Рядом же избе лет сто или больше, но она крепкая и ровная. Секрет прост — один построен из свежесрубленного дерева, а со строительством другого хозяева не спешили. Если рубить дом не только для себя, но и для сыновей, внуков, то брёвна должны хорошо отлежаться.
Поскольку Урал заселялся людьми, пришедшими сюда из разных регионов России, традиции строительства русского Севера здесь соединялись с традициями Владимирской и Нижегородской областей, Подмосковья и даже Рязани. В итоге осталось лишь то, что оказалось актуально для суровой уральской местности.
– Чаще всего — это частично крытый двор, общая крыша для части построек, – объясняет Печняк. – Сам двор крышей не покрывался. А вот участок от дома до бани также защищала крыша. Именно поэтому баня строилась поблизости от избы — это особенность именно русского устройства двора, у других народов баня могла стоять где угодно.
Традиционно русские устраивали в доме малуху — летнюю часть дома, неотапливаемую зимой. Это когда из сеней ведут две двери — одна в собственно избу с русской печью, здесь жили круглый год, а другая — в «холодные» комнаты. Конечно, в малухе можно было жить лишь с тёплого мая по такой же сентябрь, а то и ещё меньше. Зато летом она значительно расширяла жилище семьи.
Внутри дома рядом с печью устраивали полати — в морозные уральские зимы такие лежанки всегда были тёплыми.
– Из-за особенности уральских поселений, связанных с близостью заводов, заселявшихся просвещёнными людьми, появилась традиция украшательства дома. Расписывали наличники, стены внутри избы, двери и косяки урало-сибирской росписью, – рассказывает Печняк. – Орнамент был в основном растительный, но использовали и птиц, птиц-дев, и русалок, и «фараонок» – наложниц фараонов.
Можно предположить, что по старообрядческим традициям рисовать на домах русалок не было принято: правила же у них строгие…
– Не надо думать, что староверы были необразованными, – качает головой этнолог. – Старожильческое население Урала отличалось почти сплошной грамотностью, они отлично знали церковные книги и библейские легенды, вот их-то сюжеты они и изображали на своих домах. А поскольку старообрядцев здесь было очень много, то их традиции легко перенимались соседями.
Снаружи дом украшается резьбой. Начиная от брёвен. На верхние потолочные балки избы усаживали так называемых «куриц» – изображения вырезанных из дерева домашних птиц. Кстати, вырезали для этого и уток, но всё равно украшение называли «курицей».
– На ворота прибивались вырезанные из доски изображения петухов, а иногда и лошадей, – говорит резчик по дереву Василий Краев. – Чтобы изображения были более объёмными, их делали многослойными, при помощи пропильной резьбы. Этот же приём многослойности использовался и для оформления оконных наличников – вырезанные фигурки прибивали друг к другу.
Мастер рассказывает, что резьбой украшали и полотенца — так назывались доски, закрывающие торцы брёвен. Но здесь лишнее украшательство было ни к чему — хватало строгого геометрического орнамента. Украшением избы служили и вырезанные из дерева детские игрушки. И конечно, вышитые полотенца, лоскутное шитьё.
Николай ПЯТКОВ, этнограф, искусствовед, член общественной организации «Русский дом»:
– В современных условиях дом в русском традиционном стиле и построить, и украсить можно. Но это непростая задача. Гораздо проще использовать какие-то элементы народной традиции — они и сегодня не менее актуальны. «Куриц» сажать на балки вряд ли кто будет. А вот поставить баню под одну крышу с домом — очень удобно. Украсить наличники многослойной резьбой, на ворота сделать украшения, использовать урало-сибирскую роспись в оформлении крыльца, обустроить малуху — несложно и актуально. Историческая деталь – полати – станут в доме любимым местом для детей.