– Как на трагедию отреагировали иностранные государства?
- Откликнулись больше ста стран, причём 64 не просто высказали соболезнования, а помогали реально – деньгами, тёплой одеждой, медикаментами. Это было удивительно, потому что после аварии в том же Чернобыле иностранцы нам ни копейкой не помогли…
Мы практически ничего не просили сами. Пожалуй, единственное, что мы просили и нам давали – специальные аппараты «искусственная почка». Они были необходимы для специфических травм. Когда человеку под завалами долго сжимает какую-то часть тела, потом образуются сгустки крови, они циркулируют в организме и забивают почки. Человек быстро умирает. У нас было очень мало этих аппаратов. Иностранцы передали нам большое количество «искусственных почек», и это спасло очень многие жизни.
Я убеждён, что без помощи всех без исключения республик СССР и иностранных государств нам с бедой было бы не справиться.
– Азербайджан тоже помогал? В 1988-м я и моя семья жили в Баку. Родители рассказывали, как в очередях, на улицах слышалось злорадство, мол, по заслугам…
- Очень трудно было объяснить обеим сторонам, чтобы перестали враждовать хотя бы на время бедствия. Я хорошо помню, как на границе, когда из Азербайджана ехали машины с помощью, нам приходилось менять их номера на армянские, чтобы они без проблем проезжали по местным территориям.
Да, Азербайджан помогал.
Спитакское землетрясение было вторым по масштабу разрушений в СССР. В октябре 1948 года в Ашхабаде стихия уничтожила 90 процентов зданий, по разным данным, погибли от 110 до 176 тысяч человек. Но сила подземных толчков в Туркмении была меньше, чем в Армении.
Мощь землетрясения в Спитаке оценили в 10 баллов из 12 возможных по шкале Рихтера. В Ленинакане зафиксировали 9 баллов, Кировакане – 8. Значительную часть республики охватила стихия в 6 баллов. Подземные толчки ощущались в Ереване и Тбилиси.
Второе название землетрясения — Ленинаканское, в этом городе было больше всего жертв — 17 тысяч человек.
По официальным данным, погибли 25 тысяч человек, 514 тысяч лишились крова. 230 промышленных предприятий были полностью или частично разрушены, 600 км автодорог были выведены из строя.
Во время ликвидации последствий стихии потерпели крушение два самолёта, доставлявших помощь в район бедствия – югославский и советский.
– В восстановлении и строительстве новых микрорайонов участвовали свердловчане?
- Да. К примеру, существенным был вклад Олега Лобова (вместе с Борисом Ельциным работал в Свердловском обкоме КПСС, где курировал сферу строительства, в год трагедии был заместителем председателя Совета министров РСФСР. – Прим. ред.). Он всегда был в эпицентре событий. После катастрофы он остался в Армении вторым секретарём ЦК компартии. Его и сейчас очень уважают в этой стране.
– Как быстро удалось ликвидировать последствия разрушительной стихии?
– Далеко не так быстро, как мы рассчитывали. Летом 1989-го из всех союзных республик здесь было сосредоточено 170 тысяч строителей. Вы только представьте себе масштаб! Мы были уверены, что через три-четыре года всё отстроим, но вместе с развалом страны рухнули и наши планы. Все уехали по своим национальным квартирам, Азербайджан объявил транспортную блокаду… Восстановление задержалось лет на десять, а то и больше.
– Люди суеверные приводили тогда много домыслов о том, что землетрясение стало наказанием за затянувшиеся закавказские конфликты, кто-то видел в нём предвестник развала СССР… О чём тогда говорили в неофициальных кругах?
- Надо понимать, что в Армении была очень сложная политическая обстановка. Находились группы людей, настроенных против власти, которые говорили, что это сознательно спровоцированное землетрясение. Якобы в Грузии есть некая сверхглубокая скважина, и там взорвали атомный заряд, чтобы вызвать катастрофу. Но это всё чепуха!
Предусмотреть взрыв стихии такой мощи человечество не научится никогда. Хотя мы можем научиться точно, до секунды предугадывать. Я слышал от местных много историй о том, как накануне бедствия во дворы выползали гадюки, как беспокоились животные, и вода уходила из колодцев. Человек научится чётко считывать такие признаки, если они действительно что-то значат, а вот остановить, повторяю, взрыв природной стихии типа землетрясения – вряд ли.
Природа нанесла нам удар с невероятной жестокостью. Но мы извлекли из этого важный урок. Главное, что нас спасло – это милосердие и сочувствие. В то время в Армении, как я уже говорил, были все республики Советского Союза, и весь мир откликнулся на эту трагедию. Такое трудно представить в наше время…
– Николай Иванович, что за история про автомобиль-люкс для первого лица? Якобы Горбачёв ездил на нём среди руин. Сейчас этот эпизод как-то особенно смакуют…
- Когда он собирался в дорогу, мне позвонили из его охраны. Так и так, мы вылетаем. «В каком состоянии взлётная полоса в Ленинакане? Тяжёлый самолёт там приземлится?», – спрашивает начальник охраны. Отвечаю: «Обычный пассажирский сядет, вертолёт тоже. Зачем тяжеловес?» И тут я узнал, что они хотят перегонять персональный лимузин главы государства. Моему негодованию не было предела. «Вы там все с ума посходили? – говорю. – Вы ещё не только ЗИЛ притащите, но и мотоциклистов в форме для сопровождения. Как на параде».
Я заявил, что мы будем передвигаться «Икарусом». Но лимузин они всё-таки прислали. Хотя он так и простоял без дела, Михаил Горбачёв на нём ни разу там не ездил, заявляю об этом с полной уверенностью. Я встретил их с Раисой Максимовной в аэропорту и посадил в «Икарус». Вместе с охраной.