Российские караванеры подходят к делу с выдумкой. В этом доме на колёсах прихожей стала обычная туристическая палатка. Фото: из архива семьи Шиян
Транспорт | Авиа Екатеринбург-Симферополь туда и обратно 52800 руб | Ж/д Единый билет Екатеринбург-Симферополь туда и обратно 18250 руб | Автомобиль с трейлером Новоуральск-Симферополь 38000 руб за топливо 885 руб за платные дороги |
Проживание | Отель - от 10600 в сутки | Мини-гостиница или комната в частном доме от 1200 в сутки | 3 дня в кемпинге - 2100 рублей, остальные дни - бесплатно |
Питание | Средний чек в ресторане - 4600 руб | Средний чек в столовой 600 руб | 700 руб в сутки |
Бюджет путешествия с прицепом скромнее, чем отдых по путёвке: траты супругов Шиян в общей сложности составили 57000 рублей.
Модификаций караванов невероятно много: от трейлеров-прицепов для 2–4 человек до солидных двухосных автодомов, где кабина и жилой отсек составляют одно целое. В последних с комфортом могут разместиться до 8 человек, но стоимость их начинается от полутора миллионов рублей. «Начинка» тоже разнится. Есть дома на колёсах, не уступающие по комфорту настоящим виллам, а есть эконом-варианты. Во всех домиках у вас будет спальное место-трансформер, кухня и биотуалет с умывальником. Впрочем, как признаются сами владельцы прицепов, русский караванер будет с отвёрткой бесконечно ползать по своему вагону, даже самому укомплектованному, и искать, где бы чего полезного в нём прикрутить.
Большая часть автодомов, колесящих по российским дорогам, выпущены в странах Европы. Однако отечественные производители тоже в тренде. В Каменске-Уральском работает предприятие «Каменскавто». Специализируется на прицепах, в том числе и туристических.
– Мы освоили эту продукцию год назад, продали два десятка караванов. Наиболее популярны у туристов модели «Капля» и «Кочевник». Они одноосные, не требуют мощного автомобиля и дополнительной категории прав. Стоимость в стандартной комплектации – 130 тысяч рублей, а за создание комфортных условий и внешнего лоска придётся доплатить. Трейлеры отлично сохраняют тепло, клиенты рассказывают, что пользуются ими до двадцатиградусных морозов, – делится менеджер предприятия Иван Котугин.
Фото: Уральский завод прицепов и кузовов
Настоящими экспертами по караванингу можно считать супругов Александра и Наталью Шиян из Новоуральска. С 2014 года они путешествуют с трейлером голландского производства.
– На первых поездках на озёра Челябинской области я набирал много ненужных вещей. Перегрузил прицеп, и через сцепное устройство машину придавило к земле так, что всё пело и скрипело. Сейчас придерживаюсь золотого правила: чем легче прицеп и тяжелее машина – тем комфортнее и безопаснее езда. В прицепе у нас два раскладных стула, немного одежды, кухонная посуда (в основном пластик), гриль-мангал, постельные принадлежности. Остальное, включая канистры с водой, прицепной тент-палатку, сумку с провизией, чемодан с личными вещами, генератор и даже складные пляжные шезлонги, укладываю в машину. Благо на задних сиденьях у нас никого, – рассказывает Александр Шиян.
В дороге он больше всего опасается неадекватных водителей и плохих дорог. Движение по ним с караваном-прицепом малоприятно для экипажа и болезненно для техсостояния прицепа.
Отсутствие инфраструктуры путешественников не смущает. При длительных стоянках, когда штатный аккумулятор прицепа садится, они запускают бензогенератор для подзарядки батареи.
Бюджет путешествия с прицепом скромнее, чем отдых по путёвке. Так, в июне на отдых в Крыму в течение 23 дней чета Шиян потратила 43 тысячи рублей, самая дорогая статья – топливо, ведь с прицепом расход увеличивается в полтора раза. Оно обошлось в 33180 рублей.
– На побережье встречаются очень большие, новые и дорогие караваны, оборудованные и кондиционерами, и спутниковыми TV. А есть пенсионеры с очень старыми прицепами, которые стоят месяцами на море на одном месте. Так люди в автономном режиме бесплатно отдыхают с внуками, – рассказывает Александр Шиян.
Путешественник уверен: с развитием инфраструктуры, о которой говорят депутаты, караванинг будет завоёвывать позиции в России. Но таким же популярным, как, например, в Скандинавии, ему не стать. Виной тому – огромные расстояния нашей страны, дорожающий бензин и качество дорог.